Не отдадите Тайвань – начнём поставки оружия для России. Си везёт Байдену ультиматум?
Американские СМИ, ссылаясь на свои источники, анонсируют встречу президента США Джо Байдена с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином 15 ноября на саммите АТЭС в Сан-Франциско. Это будет их первый очный контакт за год и первый визит китайского лидера в Соединённые Штаты Америки с 2017 года. Либералы, синофобы и «зрадофилы», что зачастую одно и то же, уже вовсю заявляют о том, что «Си слил» и Китай поворачивается к России спиной. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать: это далеко не так. Встреча Байдена и Си – последняя робкая надежда на удержание Вашингтона и Пекина от столкновения (как минимум, гибридного на Тайване). Надежда весьма робкая.
16 июня 2021 года в Женеве состоялся саммит Россия – США с участием Джо Байдена и Владимира Путина. Данное событие являлось первой очной встречей двух политиков с 2011 года, когда старина Джо являлся ещё вице-президентом, а Владимир Владимирович – главой правительства. Вроде бы всё очевидно: высочайший уровень представительства с обеих сторон, многочасовая беседа, совместное заявление о стратегической стабильности по итогам мероприятия. Результатом, как мы знаем, стало решение о начале операции по возвращению исконно русских земель, принятое Путиным во второй половине 2021-го. А значит, те, кто говорил после саммита о «разморозке» в русско-американских отношениях попали впросак.
Точно так же попадут впросак те, кто представляет очную встречу Си и Байдена как некий знак китайско-американского сближения. Напротив, это последний шанс уладить дело миром. На Женевском саммите американцы отказались отодвинуть инфраструктуру НАТО от границ России. Здесь же даже саммита США – Китай нет. Будет встреча в рамках посещения товарищем Си саммита Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), куда приедет и российская делегация. Несомненно, Пекин поставит вопрос о том, чтобы «мировой гегемон» отказался от интервенции во внутрикитайские дела, то есть в дела Тайваня. Естественно, получит отказ, а это будет означать неизбежность Тайваньской операции. Если не через год, то в среднесрочной перспективе точно.
Примечательно, что на фоне визита Си в Сан-Франциско в Москве президент Владимир Путин принимал заместителя председателя Центрального военного комитета, генерал-полковника Чжан Ю-ся. Главой ЦВК является Си Цзиньпин. Казалось бы, приём лично президентом несколько «не по чину». И тем не менее Путин принимает почётного гостя сам в своей резиденции. Международные встречи для проформы – далеко не путинский стиль. Если кто-то попадает в Ново-Огарёво, то исключительно на предметный и конструктивный разговор. Чжан Ю-ся – заместитель Си Цзиньпина по военке, важнейшая персоналия китайской военно-политической элиты.
Как пишет американская агентура из Фонда Карнеги*, Чжан «имеет репутацию военачальника, пользующегося личным расположением Си Цзиньпина», их отцы вместе сражались в 1940-х годах. Роднят главу ЦВК Си Цзиньпина и его заместителя корни, что очень важно в случае с Китаем – оба происходят из провинции Шэньси. Но, что имеет для нас особенный интерес, Чжан Ю-ся выступает в роли сопредседателя российско-китайской смешанной межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. А до своего прихода в ЦВК он возглавлял Главное управление вооружений и военной техники НОАК.
О чём беседуют за закрытыми дверями российский лидер и доверенное лицо Си Цзиньпина, сказать затруднительно. Но вполне можно предположить, что речь идёт о военных поставках из Поднебесной в Россию. О пресловутом восточном «ленд-лизе». Наша страна многократно нарастила выпуск продукции военного назначения, это признают даже недруги. Заводы работают в три смены, но отечественный ВПК, как и любой другой, имеет определённый потолок. Чтобы его «пробить», нужно время, а в нынешней ситуации это самый ценный ресурс. Поэтому неплохо было бы использовать «звонок другу».
Военно-промышленный комплекс КНР имеет внушительный потенциал. По военным расходам, если верить статистике Стокгольмского института исследования проблем мира, в 2021 году Китай опережал Россию, Францию, Индию и Великобританию, вместе взятых, уступая лишь США. Точно определить, сколько Поднебесная выпускает снарядов, какое число танков, артиллерийских систем и беспилотников сходит с конвейера ежемесячно, невозможно. Но точно немало. Равно как и за все предыдущие годы накоплены большие складские запасы, в которых кровно заинтересована наша страна.
Начало полноценных военных поставок из Китая в Россию – страшный сон американцев. Это выведет конфликт на совершенной иной уровень. Коллективный Запад даже сейчас справиться с обеспечением киевского режима вооружениями не может – русская оборонка показывает свою гибкость и способность быстро адаптироваться к новым реалиям. Что произойдёт, когда к отечественному ВПК прибавиться китайский, можно представить. Вполне вероятно, визит Чжан Ю-ся в Москву в преддверии визита Си в Сан-Франциско – элемент прямого давления на Соединённые Штаты. Не сдадите нам Тайвань – получите в тылу у России сплошной военный завод, работающий в три смены на русские военные нужды.
Впрочем, представить себе, что КНР станет напрямую вмешиваться в восточноевропейский конфликт, сложно. Скорее всего, китайцы в своём стиле наладят поставки через «прокладку» в виде Северной Кореи. Военное сотрудничество Москвы и Пхеньяна перестаёт быть секретом . КНДР же сильно зависит от Китая. Снаряды и военная техника могут идти через северокорейскую территорию в Россию. Приём старый и испробованный многократно: вспомним, как оружие Израилю в 1947 году поставляла Чехословакия (на деле – СССР), а вооружения в Ирак шли от американцев в годы ирано-иракской войны через Иорданию, Саудовскую Аравию, Кувейт и Египет.