Лукашенко должен обезопасить Белоруссию от резкой смены политического курса


Лукашенко должен обезопасить Белоруссию от резкой смены политического курса

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал декрет о перераспределении президентских полномочий в пользу правительства.

Новый декрет № 4 вносит изменения в процесс приватизации государственной собственности. Отныне правительство и местные органы государственной власти имеют право на эмиссию дополнительных акций в случае приватизации ОАО, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции.

В Белоруссии идет подготовка к конституционной реформе, создана комиссия по внесению изменений в главный закон страны. Обновленный проект будет готов к концу года, а в начале следующего года белорусы смогут высказать свое мнение о Конституции на республиканском референдуме.

 Редактор Baltnews Андрей Стариков рассказал «Журналистской правде», каких изменений можно ожидать после принятия декрета и чего ждут в Белоруссии от конституционной реформы.

«На этот декрет мы должны смотреть через оптику конституционной реформы, которую анонсировал Лукашенко, главный пафос которой действительно состоит в перераспределении президентской власти между другими центрами силы.

Декрет и направленность конституционной реформы нужно оценивать реально и по делу, несмотря на декларации Лукашенко. По факту Александр Григорьевич, конечно, не будет ослаблять президентские полномочия. Правительство получит какие-то функции, в частности по эмиссии акций госпредприятий, но это никак не ослабит президентскую власть.

Мы видим выход политической конструкции Белоруссии на новый уровень, когда и иные органы власти становятся субъектами, сопричастными к государственной политике. Не исключаю, что в дальнейшем может быть изменена избирательная система республики. Весьма оправдан переход к пропорционально-мажоритарной системе от одномандатной, потому что при последней системе второй кандидат набирает довольно много голосов, но никак не представлен во власти, из-за чего создается протестный потенциал, растет недовольство и появляется ощущение непредставленности больших слоев избирателей. С этой проблемой Белоруссия столкнулась после президентских выборов, когда результаты критиковали за нелегитимность. Противники президента ругали его за то, что результаты не отображают реальной картины настроений белорусского электората. Будут шаги по наделению полномочиями местных органов власти, чтобы и у них зрела ответственность за проводимую политику на местах.

Задача по обновлению Конституции представляется не такой, как ее декларирует Лукашенко. Александр Григорьевич говорит, что будет новый лидер, мы его не знаем, и поэтому должны подготовить такую конструкцию, где его полномочия будут ограничены системой уравновешивания. Мне кажется, Лукашенко необходимо решить задачу преемственности политического курса.  По риторике и осуществляемым шагам мы видим, что идет строительство конструкции, где у президента Белоруссии не будет инструментария для радикальной смены политического курса. Что касается отношений с Россией, то у преемника президента Белоруссии не будет инструментов по отказу, саботажу или выходу из процесса евразийской интеграции и формата Союзного государства.

Еще со времен раздела Речи Посполитой белорусы управлялись централизованно, это уже национальная особенность на полугенетическом уровне. Задача состоит в том, чтобы не допустить резких движений при смене власти в сторону полного переформатирования государственного курса. Такой риск обозначили протестные акции, когда стали появляться новые фигуры (Тихановская), зазвучали заявления о необходимости европейской интеграции и отказа от союза с Россией вплоть до курса на вступление в НАТО. Задача государственной машины такого не допустить. Будет президентом человек с фамилией Лукашенко или иной человек, но генеральная линия развития белорусского государства должна быть помещена в колею, из которой президент даже с широкими полномочиями не сможет выбраться. В моем видении конституционная реформа будет проводиться именно под эту генеральную цель. Все задачи в рамках конституционной реформы и тот декрет, о котором мы говорили, тоже будут работать на цель преемственности политического курса».