Эмманюэль Макрон в Средней Азии мстит России за Африку
Французов манят урановые залежи бывших советских республик
Недавний визит президента Франции Эммануэля Макрона в Казахстан и Узбекистан может иметь далеко идущие потенциальные геополитические последствия.
Помимо приписываемых хозяину Елисейского дворца намерений договориться с Казахстаном и Узбекистаном о поставках во Францию урана, от которого зависит французская энергетика, целью поездки было также желание обозначить Париж как следующего игрока в регионе наряду с Россией, Китаем, США. Стратегия французов на этом направлении может заключаться в недопущении доминирования какой-нибудь одной державы.
Средняя Азия, географически примыкая к Афганистану, Китаю и будучи расположенной сравнительно недалеко от Индии, традиционно воспринимается как арена геополитического соперничества России и англосаксов (Большая игра). Париж стремится к тому, чтобы данный регион перестал быть местом столкновения только российских и англосаксонских интересов. Вместе с тем, французских стратегов не устраивает и растущая роль Пекина здесь. Поэтому в Париже стремятся выступить в роли дополнительной альтернативы для местных элит и по крайней мере часть из них переориентировать на себя.
Казахстан – крупнейший добытчик урана в мире (3,2 млн т запасов с потенциалом наращивания выработки), Узбекистан – пятый (21,8 млн т разведанных залежей). Неслучайно в состав французской делегации вошёл глава уже эксплуатирующей рудник в Казахстане урановой компании Orano. Сейчас речь идёт о предоставлении предприятиям Казахстана технологий конверсии и обогащения урана. Недавно стало известно о планах Orano вложить до 500 млн долларов в добычу и переработку урана в Узбекистане. Геологоразведочные работы уже проводятся, и до конца нынешнего года будет подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование проекта. Не ограничиваясь этим, Orano (совместно с образованным в 2019 г. французско-узбекским предприятием Nurlikum Mining) осваивает ещё на два участка в Навоийской области. В сферу интереса Orano входит и разведка с добычей урана и на перспективном участке Дженгельди. Также стороны инициировали переговоры по конверсии урана в Узбекистане (химико-технологический процесс превращения урансодержащих материалов — главным образом, оксидов урана в гексафторид урана). Начало строительства перерабатывающих мощностей запланировано на март 2024 года.
Атомная энергетика Франции на 70% зависит от уранового сырья. После изгнания французских неоколониальных войск из Нигера, откуда поступала львиная доля импортируемого Францией урана, Париж сделал ход конём, появившись у южного подбрюшья России. Франция даёт понять, что готова содействовать диверсификации внешней политики Астаны и Ташкента.
Для Франции её «южным подбрюшьем» является зона Сахеля, иногда именуемого «южной границей Европы». Сахель протянулся на 4 тыс. км. от Атлантического океана до Красного моря через Сенегал, Мавританию, Мали, Буркина-Фасо, Чад, Нигер, Нигерия, Судан и Эритрею. Большинство стран этого обширного региона – франкоязычные.
Традиционное военно-политическое присутствие бывшей метрополии в Сахеле позволяло ей в определённой степени контролировать процессы нелегальной миграции, контрабанды оружия, распространение исламистской идеологии. Для этого широко использовались различные местные группировки, включая откровенно террористические, под предлогом борьбы с которыми в регион (в частности, несколько лет назад в Мали) перебрасывались спецподразделения, наращивалось военное присутствие в приграничных регионах и т.д. Отказ военных правительств Мали, Нигера, ЦАР сотрудничать с Парижем и их поворот в сторону Москвы подорвал влияние Пятой Республики в регионе, попутно поставив французские энергетические корпорации перед дилеммой о поиске новых источников уранового сырья.
В отместку Макрон появился у южного подбрюшья России, демонстрируя явное стремление ослабить связи среднеазиатских, а также кавказский (Армения) республик с Москвой. Для Парижа желание стран Сахеля сотрудничать с Россией – это не только про утрату авторитета южнее Сахары. Это — про рост российского влияния на огромном пространстве от Ближнего Востока до Тропической Африки.
Обширный макрорегион, протянувшийся от Сирии и Ливана до ЦАР и Конго, традиционно относился не в последнюю очередь к зоне влияния Франции. И проблемы, с которыми Париж столкнулся здесь уже в наш век, схожи с теми, которые угрожают стабильности России на среднеазиатском направлении – нелегальная миграция, радикальный исламизм, трансграничная преступность и т.д. Лишившись доли влияния в Сахеле из-за появления там России (а также Китая и отчасти Турции) и диверсификации внешней политики франкоязычных стран, Париж задумал лишить Россию её доли влияния в Средней Азии и предложить Казахстану, Узбекистану диверсифицировать их внешнюю политику в пользу Франции и Евросоюза вместо России и ЕАЭС.
Визит Макрона освещался больше с экономической точки зрения, т.к. обсуждению экономических вопросов отводилась значительная часть переговоров. Париж заинтересован в увеличении товарных перевозок по Транскаспийскому коридору из Китая через Казахстан, Закавказье и Турцию в ЕС в обход России и экспорту французских товаров в обратном направлении.
Но у этого визита есть наверняка и не столь явная силовая составляющая. Французский лидер готов предоставить Астане и Ташкенту не только экономические проекты, но и сотрудничать в военной сфере. Недавно Париж объявил о передаче армии Ливана бронемашин, делает первые шаги военно-техническое сотрудничество с Арменией. Не исключено, что такие же бронемашины, радары и другое оборудование Елисейский дворец может предложить однажды и среднеазиатским республикам.
В более широком геополитическом контексте, значение активно лоббируемого Западом Транскаспийского коридора тоже выходит за сугубо экономические рамки: проект служит инструментом экономической разбалансировки постсоветского пространства и ослабления транспортно-логистической интеграции стран СНГ. Например, он выгоден Румынии, стремящейся к ослаблению российского присутствия в Чёрном море. Румыния делает это при поддержке Франции, которая помогает модернизировать румынский подводный флот.
В то же время интересы Франции и республик Средней Азии несколько различаются. Первая хочет превратиться в основного политико-экономического партнёра для южных соседей России, в то время как местные элиты видят во Франции лишь одного из партнёров. Средняя Азия не стремится к обострению отношений ни с одним из региональных игроков, чего нельзя сказать о Париже.
* * *
Россия уважает право стран Центральной Азии развивать отношения с Европой, но они должны понимать корыстный интерес западных лидеров, заявил в беседе с РИА Новости директор третьего департамента стран СНГ МИД РФ Александр Стерник.
«Что касается многочисленных других форматов с участием государств Центральной Азии, мы уважаем их суверенное право развивать дипломатическую активность по различным направлениям. Не сомневаемся, что отдача от принятых нами совместных обязательств в СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, а также в рамках двусторонних договоренностей по достоинству ценится столицами стран региона за устойчивость, деполитизированность, реальный эффект для социально-экономической и политической стабильности».
В Москве
«не наивны в отношении причин пристального внимания "Запада и ко" к центральноазиатскому региону. Знаем, что и партнеры прекрасно понимают скрытую повестку и, что греха таить, корыстные мотивы наших геополитических соперников. Они ведь даже и не прячут фигу в кармане вторичных санкций, а открыто ею помахивают перед суверенными государствами из-за их абсолютно законных торгово-экономических, оборонных и военно-технических отношений с нашей страной».
А тем временем в Астане и Ташкенте ждут первого в истории постсоветской Центральной Азии визита Джо Байдена, которого также весьма интересуют местные запасы урановых руд.
Владислав Гулевич