Без нового оружия, подорожав в 2 раза, на 3 года позже, он таки полетел. В-21″Райдер» — первый полет. Чем ответит Россия? Как там ПАК ДА?
Только в этом году этот полет откладывался трижды. В марте была закрыта программа ракет AGM-183A/ Но он все же полетел. И это одно из наиболее ярких событий в военной авиации 2023 года, как бы к этому не относиться. Съемки Нортроп-Грумман
Это событие не назовешь приятным в геополитическом и военном плане, но оно, безусловно, привлекает внимание любителей авиации и технологичных военных машин. Первый за долгое время, совершенно новый стратегический бомбардировщик, который самые восторженные и оптимистичные авиаэксперты из США с гордостью называют "первым самолётом шестого поколения", всё-таки совершил свой полёт. Многие не ожидали, что всё произойдёт до января, потому, что ещё в сентябре в концерне Нортроп-Грумман говорили, что вероятность воздушной демонстрации проекта в нынешнем году — исчезающе мала. Только в течение 2023 года воздушный дебют "Райдера" откладывался трижды. Последний раз как раз в сентябре, и сообщавшая об этом исполнительный директор Нортроп-Грумман Кэти Джей Уорден выглядела достаточно невесело. Что-то у них там не клеилось. За восемь лет, прошедшие со времени от начала финансирования проекта, широко объявленный полёт сверхнового бомбардировщика откладывался трижды. Впервые в 2020 году, а затем таким же образом его переносили ежегодно. Зато за это время капитальным образом подросла стоимость программы Long Range Strike Bomber. Если по техническому заданию ВВС США изначально единица В-21 должна была стоить около 330 миллионов долларов, то нынешний ценник подскочил аж до 750 миллионов. Как и любая подобная громко разрекламированная высокотехнологичная военная затея Соединенных Штатов, "Райдер" превратился в денежную воронку, куда с огромной скоростью засасывались все новые и новые миллиарды.
Планируется, что USAF закупят почти 150 экземпляров машины и она полностью заменит собой линейки Б-52, В-1В, В-2 "Спирит". Но предыдущие программы, похожие на эту, были кратно сокращены из-за непомерной цены на сам самолет и его обслуживание.
Думается спешка с первым полётом произошла ещё и на фоне того, что последние испытания стратегического оружия США оказались по-настоящему провальными. В этом году были свернуты сразу две перспективные программы гиперзвуковых ракет, а третья, "Тёмный орёл", тоже остается в стадии неопределенности. В сентябре отменили очередное её испытание, и в готовом виде она так и не летала. Даже старый проверенный межконтинентальный баллистический "Минитмен-3" вдруг неожиданно дал осечку в начале ноября, и был уничтожен самоподрывом. А появившиеся сообщения о создании обновленной свободнопадающей термоядерной бомбы В61 тревогу звездно-полосатых военных не рассеивали. Западные СМИ показали мультики, как тринадцатая модификация этого изделия, созданного ещё в год полёта в космос Юрия Гагарина, ловко разрушает Москву. Но эксперты резонно заметили, что носителям нужно до Москвы как-то долететь, а учитывая возможности российской ПВО, эта затея выглядит утопично, даже с использованием самолётов-"невидимок". В качестве ответного привета россияне удачно запустили "Ярс", "Синеву" и "Булаву" с новейшего подводного крейсера "Император Александр III" проекта 955А "Борей-А". И тоже побаловались веселым мультиком о том, как оно бывает, когда в крупный мегаполис на берегу океана, с большим количеством высотных зданий, попадает ракета Р-29РМУ2 ("Синева") с разделяющейся головной частью и многочисленными блоками индивидуального наведения. И здесь, кстати, получилось гораздо интереснее, чем сухая натовская картинка. Наш мультик оказался живее и страшнее, и живо напомнил талантливо созданные Джеймсом Кэмероном кадры ядерного апокалипсиса в эпичном блокбастере "Терминатор-2".
Кадры из фильма "Терминатор-2"
На фоне такого неравноценного обмена ядерным "контентом", военным США требовался срочный антикризисный проект, который мог бы успокоить и конгрессменов, и американскую публику, давно не видевшую удачных новинок от родного ВПК. Сплошняком всё шло какое-то "супер-дупер" вундеваффе, жизнь которго зачастую продолжалась не далее пары плохо летающих прототипов. И "Райдер" здесь оказался чрезвычайно уместным. Западные СМИ авансом назвали его "лучшим ударным самолётом Вселенной" и устроили вокруг дебютного полёта дикие пляски с бубнами. Впрочем, скептиков из числа независимых экспертов тоже хватает. Во-первых, как справедливо отмечают многие специалисты, новый бомбардировщик полетит со старыми ракетами и бомбами, сконструированными ещё в 60-80 годах прошлого века. Гиперзвуковой ракеты, на которую уповали как на главный калибр "Райдера" как не было, так и нет.
Основные характеристики Райдера, собранные из различных открытых источников. Инфографика COS-21
Второй проблемой нового "бомбера" называют двигатели Pratt & Whitney F135, ещё каких-то пять лет назад считавшихся новым словом в технике. Но выяснилось, что большинство его показателей создаются за счёт чрезвычайно быстрого (в 2 раза быстрее заявленного) износа деталей и материалов. Ну и конечно не радуют экспертов темпы роста стоимости как отдельных единиц, так и сопровождения и обслуживания. Содержание его предшественника, В-2 "Спирит" обходилось налогоплательщикам по 80 млн в год, и в этом случае никаких более радостных перспектив по оптимизации цен не намечается. К примеру, один из редакторов популярного журнала Флайт-ревю напомнил, что именно безудержная дороговизна всего и вся уничтожила и Ф-22 Раптор, и В-2 Спирит, так никакой роли в военных планах своей страны не сыгравших, и уже готовящихся к последнему походу на авиакладбища. Но мы не будем радоваться чужим проблемам, а вспомним, что происходит с нашей родной российской программой ПАК-ДА.
Один из вариантов внешнего облика ПАК ДА "Посланник". Надо сказать, что об этой программе почти не говорится в открытых источниках. Высокая степень готовности прототипа, в конце лета 2023 года оказалась для Запада внезапным сюрпризом. Картинки КБ Туполев.
По каким-то своим причинам, наши военные пиарщики не особо продвигают этот проект, и регулярно возникает странное ощущение, что он и вовсе заброшен. Но это совсем не так. В 2020 году было начато строительство первого летного прототипа, получившего имя собственное "Посланник", или "Изделие 80". А в нынешнем, его облик был окончательно сформирован. Летом в первый экземпляр ПАК ДА уже интегрировали систему спасения для экипажа и прочие элементы оснастки, которые говорят о высокой степени готовности самолета. В августе американские и британские разведки спрогнозировали первый полёт в 2025 году. Однако есть сведения от наших популярных блогеров, к примеру Файтербомбера, что самолёт могут показать в феврале 2024 года. Такое отставание не является критичным, так как первый полёт "Райдера" отнюдь не обозначает, что он уже завтра поступит на вооружение. После первого полёта Ф-35, почти семь лет шла подготовка к началу его экспериментальной эксплуатации. Плюс, ещё одно важное преимущество. Для ПАК ДА уже есть полный набор оружия нового поколения, включая модернизированные гиперзвуковые "Кинжалы" и ракеты Х-БД. Так что ждем ответный ход от российских авиастроителей, и есть довольно серьезные шансы, что наш "Посланник" уже в следующем году начнёт по-настоящему "становиться на крыло".
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!