Жалоба России на Украину в ЕСПЧ. Новая стратегия Москвы
Итак, это произошло, добрый день, дорогие друзья. Впервые в истории Россия подала межгосударственную жалобу на одну из своих соседок в Европейский суд по правам человека.
Полагаю, все уже в курсе того объемного списка претензий, который предъявила Генеральная прокуратура России в отношении украинских властей — там собрано все, от убийства людей на Майдане и в Одессе до закрытия оппозиционных телеканалов и преследования Виктора Медведчука.
Нас во всей этой истории интересует другое — почему это произошло именно сейчас? Не в июне или августе, а конкретно в конце июля?
Причин тому много, давайте разбираться.
Во-первых, в июне Владимир Путин подписал закон, дающий право Генпрокуратуре РФ представлять нашу страну на различных судебных площадках.
Во-вторых, вчера пан Зеленский наконец-то подписал "Закон о коренных народах Украины", чем вызвал возмущение не только в России, Армении и Белоруссии. Для Киева это как раз полбеды; а вот то, что закон поднял волну негодования в Греции, Болгарии, Румынии, Польше, Венгрии, Словакии и даже Чехии — вот это уже серьезно.
В-третьих, увольнение Арсена Авакова с поста главы МВД Украины серьезно ослабило власть в Киеве. Аваков не зря считался одним из центров силы, своеобразным противовесом, уравновешивающим действия сначала Порошенко, а потом и Зеленского.
Уточню: сейчас речь не идет об оценке самого Авакова. Суть в другом — он был частью системы сдержек и противовесов. Эта система не давала властям скатиться в откровенный геноцид непокорного населения на Востоке Украины. Способен ли будет сдерживать нацбаты и прочие квазивоенные образования нынешний министр Денис Монастырский — очень большой вопрос.
В-четвертых, прошли переговоры между Меркель и Байденом, на которых затрагивалась тема Украины и транзита российского газа через эту страну после 2024 года. Если коротко, то американцы обещали Киеву исключительно моральную поддержку. На Берлин и лично Меркель возложена обязанность как-нибудь переговорить с Путиным по поводу транзита — и мы прекрасно понимаем, что фрау канцлерин затеет этот разговор не ранее полного завершения проекта "Северный поток-2".
Ожидается, что это случится к концу августа, после чего оператор проекта начнет постепенное заполнение труб злобным российским газом (первая нитка СП-2 уже заполнена, даже все испытания прошли, причем успешно).
После этого разговор фрау с Путиным будет примерно таким: "Владимьир, ви там посмотреть мой предложений? Жду отвьета, как соловьей лета. Сможетье ответить через айн-цвай месьяц?"
Прелесть ситуации в том, что после этого разговора фрау останется просидеть на своем посту еще пару-тройку недель, а вот ее преемник, по извечной европейской традиции, вполне может отправить Украину обратно к фрау экс-канцлерин — дескать, вы с ней договаривались? Ну вот и требуйте с нее!
О чем бы там не договорились в Вашингтоне дедушка Джо и бабушка Ангела, это никак не обязывает Германию к каким-либо действиям в отношении Украины. С Киевом по этому поводу не подписан ни один обязывающий документ, а Вашингтон закончился совместным меморандумом. Меморандум — это соглашение о намерениях. О хотелках, если выразиться точнее — и если сегодня Берлин на что-то там соглашается, то завтра может и расхотеть, причем без каких-либо последствий для себя.
В-пятых, это перенос визита самого Зеленского к Байдену аж на 30 августа. Это рушит все планы, которые украинская власть возлагала на сам визит — очевидно, что к этому моменту говорить о закрытии СП-2 будет уже слишком поздно. Мало того, конец августа выбран не случайно — у конгрессменов США время отпусков, что не позволит Владимиру Александровичу ныть по их кабинетам в Капитолии.
Но самое любопытное для всех нас — это в-шестых.
На День Незалежности Украины (это 24 августа, если кто не помнит) Киевом запланировано масштабное мероприятие — пан Зеленский задумал провести под национальный праздник так называемую "Крымскую платформу".
Что это такое? Это инициированный Украиной международный консультативно-коммуникационный механизм, конечной целью которого является деоккупация Крыма и его возвращение в международно признанные границы, если верить формулировкам украинских дипломатов.
Украинский МИД готовил это мероприятие несколько месяцев и нам тут в руки попал список приглашенных на это мероприятие:
Особенно умиляет написание некоторых имен и фамилий — к примеру, вице-президент США указана, как Камала Гарис.
Судя по списку, "Крымская платформа" обещала стать эпохальным событием — а теперь стоит вопрос, приедет ли на нее хотя бы госсекретарь США Энтони Блинкен.
Умиляет присутствие в этом списке осколков разгромленной структуры ФБК в виде Волкова и Милова.
Но вот куда серьезнее — отказ от президентов Грузии и Молдавии. Учитывая только что завершившийся саммит ГУМ (Грузия, Украина, Молдавия) в Батуми, где три стороны договорились хором ныть по поводу приема в Евросоюз и НАТО, данный факт выглядит откровенной зрадой.
Давайте зафиксируем.
Если кто-то считает, что апрельские учения российских войск рядом с границами Украины, закон о праве Генпрокуратуры России давить супостатов в международных судебных инстанциях, статья Путина об историческом единстве русского и украинского народов и сам иск в ЕСПЧ — это не части одной наступательной стратегии, то протрите глаза и еще раз внимательно перечитайте, дорогие мои.
Впервые за семь лет Россия перешла в наступление, ибо Грузия-2008 как-то очень быстро позабылась на Западе. И как бы там не топорщили пальцы и перья в офисе пана президента Украины, реальность изменилась. Как и отношение к самой Украине, причем в первую очередь на Западе.
Понятно, что этот иск будет максимально затянут в самом суде, но здесь расчет на судей из стран, которые всерьез задеты нынешним законодательством Украины — законом об образовании, законом о государственном языке, законом о коренных народах.
Вода камень точит — а в нашем случае действия России ставят под вопрос легитимность нынешней власти в Киеве.
Ну и, в конце концов, Виктора Януковича до сих можно считать президентом Украины в изгнании — он был свергнут в результате государственного переворота, поэтому любые иные президенты Украины после февраля 2014 года при желании можно признать совершенно нелегитимными. Как и все законы, которые они приняли за эти семь лет.
Вот в чем нельзя отказать Путину, так это в умении вести долгие геополитические партии — и это будет одна из тех, за которой так интересно наблюдать.