Как Андрей Громыко за секунды решил вопрос с закрытием Босфора и Дарданелл
Об Андрее Андреевиче Громыко можно написать только хорошее. Это был профессионал с большой буквы, который никогда не относился к делам легкомысленно, всегда вникал в суть вопроса, изучал нюансы – поэтому и стал гигантом дипломатии.
Сложно сказать, есть ли такие специалисты сейчас, при всем уважении к нашему МИД.
А еще Громыко на Западе прозвали «мистер (господин) «Нет» — это потому, что Андрей Андреевич не позволял собой манипулировать, знал, где нужно сказать твердое «нет».
Примечательна история, которая произошла в 70-х годах прошлого века между СССР и Турцией.
Проблема
Саму ситуацию можно описать одной-двумя фразами: Америка разместила на территории Турции ядерное оружие, и последнее из упомянутых государств уверовало в свою мощь.
Однако нюансов в той истории была масса, причем – с историческим подтекстом. Разберемся с ними:
Россия время от времени строила планы по захвату вышеуказанных проливов. И даже Стамбул некоторые наши лидеры планировали завоевать, переименовав в Царьград.
По некоторым данным, при Сталине рассматривался один из таких планов – до и во время Второй мировой. Но турки заручились поддержкой немцев, а союзники СССР не хотели помогать в истории с оккупацией силами Красной армии Босфора и Дарданелл.
И тут Турция, почувствовав свою силу, решила надавить на Советский Союз. Мол, проливы закрываем, чтобы Черноморский флот оказался в «заточении».
Пришлось Андрею Андреевичу Громыко заниматься решением этой проблемы.
Фраза министра
Андрей Громыко, был в годы, о которых идет речь, министром иностранных дел Советского Союза. Находясь на коктейле в американском Белом доме, Громыко перед журналистами заявил следующее:
«Для решения вопроса с проливами советским кораблям достаточно двух залпов ракет. При этом появятся два новых пролива. Но я не гарантирую, что уцелеет Стамбул».
То есть, советский МИД почти прямым текстом сказал: «Если Турция и дальше будет заниматься ерундой, то может начаться вооруженный конфликт. Советские ракеты полетят на Стамбул. Город, скорее всего, не уцелеет. Государство Турция перестанет существовать. А Советский Союз получит выходы в Средиземное море, которые никто не сможет закрыть».
В первую очередь, послание было адресовано Соединенным Штатам. Потому что Турция тогда ориентировалась именно на США и, во многом, действовала по указке Америке.
«Месседж» Андрея Громыко попал точно в цель. Турция больше не заявляла о возможном закрытии проливов.
Источник