Главком ВСУ Залужный подсказал российскому Генштабу, как выйти из «позиционного тупика»

Главком ВСУ Залужный подсказал российскому Генштабу, как выйти из «позиционного тупика»
Незадачливый организатор большого летнего «контрнаступления», главнокомандующий вооруженными силами Украины (ВСУ) Валерий Залужный решил выступить в роли военного теоретика. Он опубликовал в британской «The Economist» статью под названием «Современная позиционная война, и как в ней победить» («Modern positional warfare and how to win it»). Понятно, что главный смысл публикации – снять с себя ответственность за очевидный провал «контрнаступа». Но в аналитической статье Залужного есть и второе дно.

По оценке Залужного, боевые действия в силу объективных военно-технических причин переходят в позиционную форму. Затягивание конфликта, убеждает всех генерал, выгодно Российской Федерации, «поскольку это дает ей возможность восстановить и нарастить свою военную мощь». А дальше он перечисляет условия, которые помогут ВСУ изменить характер боевых действий, чтобы выйти из «позиционного тупика».

Условия эти следующие: добиться превосходства в воздухе; научиться преодолевать минные заграждения на всю глубину; повысить эффективность контрбатарейной борьбы; создать и обучить необходимые резервы; нарастить возможности радиоэлектронной борьбы (РЭБ); увеличить численность войск за счет ввода в строй резервов.

Залужный не скрывает, что основу ПВО Украины сегодня составляют зенитные комплексы НАТО. Признает Залужный и то, что российская сторона имеет значительное превосходство в воздухе и может увеличить численность своих самолетов за счет строительства новых эскадрилий ударной авиации. И это главный фактор, переводящий характер боевых действий в позиционную форму.

Главком ВСУ понимает: столько самолетов, сколько необходимо для паритета с российскими ВКС (более тысячи), Запад Украине не даст. Выход из ситуации для ВСУ Залужный видит в наращивании средств ПВО, получаемых от НАТО.

Украинский генерал признал высокую эффективность российских минных заграждений. Они на особо важных направлениях имеют высокую плотность и достигают глубины 15-20 км. Российская армия имеет возможность их быстро восстанавливать, в том числе благодаря реактивной системе «Земледелие». Натовские средства разминирования легко обнаруживаются дронами и уничтожаются на дистанции.

По оценке Залужного возможности контрбатарейной борьбы у обеих сторон практически равны. Причем поначалу, благодаря западным артиллерийским системам, ВСУ имели преимущество в дальности точности артиллерии. Однако России удалось преодолеть это отставание, благодаря рассредоточению артиллерийского огня, ведению стрельбы с максимальной дальности, а также применение новых средств РЭБ (комплекс радиоэлектронного противодействия «Поле-21»).

Залужный назвал достоинства российских средств радиоэлектронной борьбы. Так, по его словам, на Купянском и Бахмутском направлениях российская армия фактически создала «эшелонированную систему радиоэлектронной борьбы, элементы которой постоянно меняют свое расположение».

Но ВСУ, отметил генерал, с западной помощью наращивают свои возможности в области РЭБ. На Украине создается общенациональная система РЭБ «Покрова» с возможностью замены сигналов спутниковой радионавигации («спуфинг»), подавления радионавигации по всей линии соприкосновения и на территории Украины. Внедряется в процессы управления войсками элементы системы ситуационной осведомленности. «Мы практически достигли паритета в выполнении задач РЭБ», — подвел итог Залужный,

Не обошел Залужный и проблему, которая по оценке экспертов, является главной для ВСУ – нехватка человеческих ресурсов и отсутствие у Украины возможности добиться превосходства над противником в резервах за счет увеличения их численности.

Обозначив все эти факторы «позиционного тупика», Залужный рассказал, как ВСУ при помощи НАТО будут из него выходить. И вот этот раздел статьи, думаю, особенно ценен для российского Генштаба. Зная планы противника, легче ему противодействовать.

Итак, для завоевания превосходства в воздухе ВСУ, за неимением самолетов, собираются одновременно массированно применять дешевые имитаторы воздушных целей и ударные дроны в едином боевом порядке. Цель — перегрузить российскую ПВО, ввести ее в заблуждение о количестве реальных целей и заставить себя обнаружить.

Еще ВСУ собираются использовать дроны-охотники с сетями-ловушками для уничтожения российских барражирующих боеприпасов. Бороться с российскими планирующими бомбами ВСУ хотят за счет размещения на передовой имитаторов радаров ПВО. Они должны отпугивать российские бомбардировщики, чтобы те пускали боеприпасы с максимальной дальности.

Еще один способ борьбы с российскими ночными дронами-разведчиками — ослепление тепловизоров стробоскопами. Ну, и конечно, массированное применение малых и переносных передатчиков помех, противодронных установок для борьбы с беспилотниками.

В артиллерийских дуэлях ВСУ собираются побеждать за счет создания местных полей GPS для точной навигации боеприпасов. Еще планируется нарастить количество дронов-камикадзе, активнее вводить противника в заблуждение и эффективнее использовать натовские технологии артиллерийской разведки.

Поскольку своего производства боеприпасов на Украине нет, все надежды связаны с поставками из стран НАТО. Залужный отмечает, что государства-партнеры резко наращивают мощности по производству вооружения и боеприпасов, но «этот процесс достаточно длительный». Для развертывания крупномасштабного производства требуется не менее года, а по некоторым видам – два года.

Одновременно Залужный обещает продолжить уничтожение российских складов в тылу. Для этого, отмечает Залужный, Украине необходимо принять на вооружение ракеты повышенной дальности. Желательно собственного производства.

ВСУ готовится и к «электромагнитной войне» во всем спектре радиоволн, охватывающем гораздо более широкий диапазон частот (от γ-излучения до терагерцового излучения).

Свой план у Залужного и для прорыва минных заграждений в глубину. Он делает ставку на использование сканирующих датчиков-лидаров и комплексов дымовой защиты для сокрытия деятельности отрядов разминирования. Для разминирования предлагается использовать в качестве роботов сохранившие подвижность подбитые бронемашины, реактивные двигатели и водометы, кассетные боеприпасы и даже мини-тоннельные экскаваторы с буром и пустые шланги для закачки в тоннели газообразной или жидкой взрывчатки, ракет с воздушно-топливной взрывчатой смесью.

Наиболее слабое место в планах ВСУ – компенсация людских потерь и создание резервов. Здесь Киев, похоже, намерен увеличить ресурсную базу за счет расширения перечня категорий граждан Украины, подлежащих мобилизации. Но вряд ли этим планам обрадуются те на Украине, кому до сих пор удавалось избежать отправки на фронт.
Источник