Немцы готовят учения по изъятию Силезии у Польши. Чья она исторически?
Помните, совсем недавно поляки счёт выставляли Германии? Дескать, за нанесённый в ходе Второй Мировой ущерб. И даже к американцам ездили, пытаясь заручиться поддержкой в получении этих самых денег. Немцы тогда даже бровью не пошевелили.
Теперь настал черед немцев дергать за усы соседей. Дело в том, что на данный момент времени в Силезии активно насаждаются сепаратистские настроения, а некоторое время назад даже был проведёня опрос: «Поддерживаешь ли ты возвращение Верхней Силезии автономии, которая была у региона в Польше в период между войнами». И большинство проголосовало «за».
В 1991-м году там было создана организация «За автономию Силезии», штаб-квартира которой находится в Германии и финансируется тоже за германские деньги. Эта и информационная политика, и кино, и аналитические экономические отчеты, которые, разумеются, показывают, что выгоднее Силезии быть в автономии, а не в Польше…
А теперь в самое ближайшее время немцы собрались проводить военные учения Orange Road 2023-II с весьма провокационным сценарием, согласно которому в Силезии вспыхивает вооружённое восстание и армия Германии вводит туда свои войска как бы для восстановления порядка. Вернее, не в Силезии, они все-таки это закомуфлировали. События происходят в регионе «Альтравердо» (в переводе Старая Земля), который входит в состав «Вислании» (Польша). В «Альтравердо» начинаются беспорядки с целью организовать свою автономию. «Вислания» объявляет военное положение и вводит в регион «Альтравердо» войска. По сценарию учения, «Альтравердо» — это регион преимущественно заселенный этническими немцами, поэтому лидеры меньшинства обращаются за помощью к Германии. Части бундесвера приводятся в боевую готовность и выдвигаются для защиты немецкого меньшинства. Ну, и дальше, развивая тему, немцы приходят к выводу, что данный сценарий вполне мог бы быть реализован на практике. При условии, что Польша полезет на Западную Украину, чтобы оттяпать себе часть земель. Тем самым задействовав бОльшую часть своей армии и отвлекшись от проблем бывших немецких земель. Таким образом, Берлин изучает возможности возвращения контроля над Силезией, которая ранее была частью Германской империи. Вот только непонятно, как все это возможно. Поляки активно готовятся к войне, а бундесвер раздает последнее… Что все это не шутки и вопрос, так сказать, «назревает», говорил в начале этого года даже Кадыров: «…В июле пройдет ежегодный Марш автономии Силезии, который каждый раз привлекает все больше и больше участников. По мне, так это регион Польши заслужил особый независимый статус, и там крайне необходим референдум, во время проведения которого Россия может оказать организационную помощь».
Так чем же она «заслужила» и почему Силезия вдруг засобиралась в автономию?
Этот регион веками блуждал между Германией и Польшей. Земля богатейшая на природные ископаемые — уголь, никель, железная руда, мрамор, цинк, медь, сера и гранит. Плюс ко всему серьезный промышленный кластер. Экономика региона — почти 14 % от общего ВВП Польши.
В 1335 году польский король Казимир III отдал Силезию королевству Богемия, которое, в свою очередь, в 1526 году попало под власть австрийских Габсбургов. В 1748 году в результате Войны за австрийское наследство Силезию захватила Пруссия. Прусская провинция Силезия позже стала частью Германской империи.
В 1847 году польский писатель Юзеф Ломпа так описал Силезию в своей книге «Краткий очерк географии Силезии для начальных классов»:
«Посреди Силезской долины течет Одра, главная река, которая делит эти земли на две неравные части. В левой части живут главным образом немцы, а в правой части большинство жителей говорят по-польски».
Немецкое население Силезии всегда было богаче польского. Польский язык в Силезии сильно отличался от литературного стандарта, коренные силезцы до сих пор считают свой язык не польским, а отдельным силезским языком.
Местная элита, землевладельцы, коммерсанты, фабриканты, представители органов власти, полицейские и католическое духовенство — в большинстве своём были немцами. Стоит отметить, что в этом регионе находились важнейшие германские промышленные центры, сердцем промышленного района был треугольник Бойтен-Каттовиц-Гляйвиц (ныне польские города Бытом, Катовице и Гливице).
Почвой для дополнительных конфликтов между немецкой и польской общинами в Силезии служила религия: почти все немцы, живущие в Силезии, были протестантами, тогда как подавляющее большинство поляков — католиками.
Согласно германской переписи населения 1900 года, 65% населения в восточной части Силезии были польскоговорящими, но к 1910 году эта цифра снизилась до 57%. Это было следствием политики усиленной германизации, в рамках которой была выделена категория «двуязычных жителей», влиявшая на показания переписи и уменьшавшая численность польскоязычных силезцев.
Когда на Версальской мирной конференции, которая была подписана 28 июня 1919 года, государства-победители в Первой мировой войне приняли решение о воссоздании Польского государства, то встал вопрос о его границах.
Власти Польши претендовали на часть Силезии, лежащую на восточном берегу Одера и населённую преимущественно поляками. В свою очередь, власти веймарской Германии заявили, что без Верхней Силезии они будут не в состоянии выполнять свои обязательства по выплате репараций союзникам. Вот это был ключевой момент!
Тогда было принято решение о Референдуме. Правда, запланировали его только через полтора года — на 20 марта 1921 года.
Что за это время здесь тоько не происходило! Первое польское восстание. Повод — нашелся. Задержка зарплаты. На улицы вышло 140 тысяч польских шахтеров и металлургов. Но по-настоящему все началось позже, когда бастующие пришли «улаживать свои требования», в результате чего погибло 10 человек, включая женщин и ребенка. Впрочем, несмотря на волну негодования, 21 000 солдат Временной армии Веймарской республики, при содействии 40-тысячного резерва, быстро подавили мятеж.
Опасаясь мести со стороны немецких властей, на территорию Польской республики бежало 9000 польских повстанцев и политических активистов, вместе с ними отправились тысячи членов их семей. Общее количество беженцев составляло около 22000 человек.
Польские власти обвинили Германию в проведении карательных акций против поляков, и призвали на помощь союзников. В результате регион был фактически оккупирован войсками стран Антанты под предлогом восстановления порядка. По соглашению с немецким правительством от 1 октября 1919 года, всем польским беженцам было позволено вернуться в регион.
На период подготовки и проведения плебисцита контроль здесь осуществляли армии трех стран. К маю 1920 года общее число союзных войск достигло 10 300 человек, из которых французский контингент из 7 650 человек занимал промышленный район Силезии, 2 650 итальянцев были расквартированы в юго-западных населённых пунктах, 2 300 британцев прибыло позднее, в марте и мае 1921 года.
Но даже этого было явно недостаточно для поддержания порядка. А сам военный контингент страдал от недостатка единодушия: британцы и итальянцы благоволили немцам, тогда как французы поддерживали поляков.
В августе 1920 года одна из немецких газет Верхней Силезии опубликовала ошибочную информацию о падении Варшавы под ударами Красной Армии в советско-польской войне. Немецкая община края, для которого это отождествлялось с концом независимого польского государства, отметила это сообщение празднованиями. Народные гулянья быстро переросли в столкновения с поляками, которые продолжились даже после опровержения слухов о взятии Варшавы.
Эти вспышки насилия привели ко Второму силезскому восстанию, начавшемуся 19 августа 1920 года.
Вскоре под контроль поляков перешли правительственные учреждения в районах Каттовиц (Катовице) и Бойтен (Бытом). С 20 по 25 августа бунт распространился на всю территорию промышленного района Силезии.
Возникла новая ругань среди военного контингета. Британцы возложили ответственность на французов. Франция в это время последовательно и активно поддерживала расширение границ Польши. Именно сформированная за французские деньги армия генерала Галлера решила исход польско-украинской войны за Галичину в 1918-1919 годах.
Все успокоилось само собой уже перед референдумом. Немецкая пропаганда утверждала, что переход Верхней Силезии под польское управление повлечёт за собой резкое снижение достатка населения, потерю рабочих мест и утрату пенсионного обеспечения.
В свою очередь, поляки утверждали, что в случае победы на референдуме жители Верхней Силезии перестанут ощущать себя людьми второго сорта, выплата пенсий сохранится в прежнем объёме, а регион в составе Польши получит автономный статус.
Итоги оказались такими: 40,4% высказалось за вхождение Верхней Силезии в состав Польши, а 59,5% — за её сохранение в составе Германии.
После подведения итогов плебисцита встал почему-то вопрос об их трактовке.
В связи с тем, что Германия заявила о невозможности выплаты репараций в случае, если её лишат Силезского промышленного района, Великобритания и Италия предлагали оставить наиболее промышленно развитые части Верхней Силезии в составе Германии.
Ещё 1 марта 1921 года министр иностранных дел Германии Симонс вручил в Лондоне делегатам от Антанты предложения по репарационному вопросу: Германия выплачивает репарации в размере 30 миллиардов золотых марок при условии сохранения за ней Верхней Силезии и восстановлении германской международной торговли.
Франция же, стремясь ослабить своего извечного врага, хотела передать эти территории Польше.
Опасаясь, что возобладает британско-итальянская точка зрения, поляки подняли Третье силезское восстание.
Оно было тщательно спланировано и подготовлено. Восстание началось с забастовки 190 тысяч польских рабочих, у 60 тысяч из которых почему-то сразу же в руках оказалось оружие.
Без сомнения, даже слабые войска Веймарской Германии подавили бы и третье силезское восстание, однако Антанта на этот раз взяла сторону поляков. Позже Лига наций закрепила права Верхней Силезии за Польшей. А дальше был прощальный марш французских войск и 200 триумфальных арок, выстроенных поляками по всей Силезии.
Официально Верхняя Силезия стала частью Польской республики и получила статус автономии в ее территориях.
В сентябре 1939 года Верхняя Силезия была занята гитлеровскими войсками, а 18 января 1941 года этот регион был официально включён в состав Третьего Рейха.
Во время переписи населения Верхней Силезии в те годы большинство населения (в том числе поляки) назвали себя немцами, и были призваны на военную службу в немецкую армию. По подсчётам экспертов, всего под нацистскими знамёнами воевало не менее полумиллиона поляков, в основном выходцев из Верхней Силезии.
Неудивительно, что после окончания Второй мировой войны коммунистические власти Польши зачастую не разделяли силезцев на поляков и немцев — для них все они были пособниками нацистов. При этом большинство немецкого населения Верхней Силезии было насильно депортировано в Германию после 1945 года, их место заняли поляки из других регионов страны.
Здесь хочется сказать, прежде всего нашим бегункам, ну, которые говорили, что не могут жить в стране, которая воюет с соседями. У каждой — практически у каждой страны, находящейся в центре событий, а не в глубокой окраине, есть свои счеты с соседями. У корейцев — с корейцами. У Китая — с Тайванью. У Индии — с Китаем и Пакистаном. У персов — с османами. У евреев — с арабами. У поляков — с немцами и украинцами. У ирландцев — с британцами. У США — с мексиканцами и кубинцами… И просто надо понимать, что рано или поздно оно вспыхивает…
Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.
Бочкарев Александр
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов