Казахстан и Средняя Азия – скрытый стратегический резерв Израиля в исламском мире
Бывшая советская Средняя Азия – преимущественно мусульманский регион, с преобладанием последователей суннитского ислама. Стремительная волна стихийной исламизации общества – очевидная реальность постсоветских десятилетий. Очередная война в Палестине показала парадоксальную, казалось бы, вещь: принадлежность к исламскому миру не мешает местным политическим и экономическим элитам тяготеть скорее к произраильской позиции. При этом симпатии многих исповедующих ислам простых граждан – явно на стороне сражающихся палестинских арабов.
Яркий пример такой политической дисперсии – Республика Казахстан (РК), самое крупное государство постсоветской Средней Азии. Как только началась «война Симхат Торы», Астана первым делом осудила атаки ХАМАС на еврейское государство и его жителей.
«Казахстан осуждает нападения ХАМАС на мирных граждан Израиля и захват заложников, включая иностранцев. Поддерживаем призыв генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша о необходимости незамедлительного освобождения заложников без предварительных условий и обеспечения беспрепятственного доступа к гуманитарной помощи»,– говорится в заявлении главы МИД РК Мурата Нуртлеу.
Дипломат также добавил, что Ак-Орда вместе с международным сообществом призывает Израиль «воздержаться от непропорционального использования военной силы, ведущего к многочисленным жертвам среди мирного населения сектора Газа и разрушению гражданской инфраструктуры». Ак-Орда официально считает, что мир и спокойствие в Палестине возможны при соблюдении евреями и арабами формулы ООН от 1947 года: «Два государства для двух народов». Провластные политологи заявляют, что РК хочет мира и для Израиля, и для Палестинской автономии, Астана не собирается чью-либо сторону текущего конфликта на Ближнем Востоке.
В противовес стремящемуся избегать чётких оценок официозу, местная протестная мусульманская «улица» высказывает чёткую и однозначную поддержку «арабской» Палестине. Пока что спецслужбы РК контролируют эту «улицу», не позволяя, чтобы политический исламизм вышел за жёсткие рамки. Если верить некоторым свидетельствам, в своих агентурных играх власти стремятся лишний раз перестраховаться, а поэтому поворачивают казахстанский корабль израильским «галсом», а не арабским, что вполне логично…
Современный Казахстан перестраивает свою военную машину под чутким надзором американских менторов. К разведкам враждебных Израилю арабских стран в Астане относятся с презрительным снисхождением. Силовой и военно-промышленный блок независимого Казахстана состоялся как раз в условиях военного доминирования США и Израиля после распада СССР – когда эмигрировавшие из СССР в Израиль технари-евреи ковали на израильских предприятиях щит и меч американского однополярного мира.
Казахстану выгодно поддерживать Израиль еще и экономически. Ещё в 2014 году администрации Нурсултана Назарбаева и Биньямина Нетаньяху подписали пакет секретных военно-экономических договоренностей. Как свидетельствуют утечки из израильской прессы, в этот пакет, в частности, входят соглашения по экспорту в Израиль казахстанских углеводородов и другого минерального сырья, ответному импорту в Казахстан израильской военной продукции. К «снежной революции» января 2022 года Израиль импортировал до 20% нефти из месторождений казахстанского сектора Каспия – при том, что мажоритарными акционерами нефтянки Страны степей являются китайцы. Военно-промышленный комплекс Израиля готов выгодно продать Казахстану определенные образцы систем кибербезопасности. Конечно, не идёт и речи о том, что Израиль продаст РК свои самые последние достижения в кибербезопасности. Но те более старые системы, что будут проданы, крепко свяжут киберзащиту Страны степей с «материнской структурой» Израиля, а также усилят зависимость Астаны от спецслужб США. Почему такой расклад стал возможным – вопрос к прозападным советникам президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. В «снежную революцию» 2022 года ведущие израильские газеты очень переживали, устоит ли режим Токаева под натиском погромщиков с одной стороны и из-за «военного вмешательства» России с другой стороны. Причины израильского беспокойства были более, чем понятны.
Астана заинтересована в наполнении госбюджета страны от переводов из Израиля от находящейся там трудовой миграции, пик которой пришёлся на 2011 год – тогда выехали около полутора тысяч человек. Достаточно высок процент уезжающих в Израиль на учебную стажировку молодых специалистов – например, перспективных врачей. Как правило, претенденты на учебные визы в Израиль заранее думают, что после окончания стажировки они домой уже не вернутся, будут работать в Земле Обетованной и оттуда помогать живущим на родине родным. Работать в Израиле медикам из Казахстана куда удобнее, чем в той же Франции. Израильское здравоохранение страдает от дефицита врачей и медсестер – особенно в непрестижных для медиков-евреев сферах малобюджетной, то есть общедоступной медицины. Эти «дыры» закрываются медиками-мигрантами, которым необязательно учить иврит, достаточно знать русский язык или владеть на бытовом уровне английским. Состоятельный уроженец Израиля вряд ли пойдет лечиться к такому доктору, а вчерашний эмигрант из бывшего СССР – вполне. Выбирать мигранту не приходится и, скажем прямо, не всегда хочется. Квалифицированный врач из Казахстана в случае чего готов работать в Израиле и на фельдшерской позиции, если сочтет это экономически выгодным для себя. С молодыми фельдшерам в Израиле огромная проблема – особенно на местной «Скорой помощи». Молодые казашки с дипломами врачей, оказавшись в Израиле, готовы там восполнять огромный по рамкам Европы дефицит медицинских сестер. Неслучайно в предыдущем предложении сделан акцент на казахской национальности. Выехать на работу в Израиль можно, не имея ни капли еврейской крови. Например, есть программа привлечения иностранных добровольцев, занятых в неправительственных организациях, входящих в реестр Министерства социальной защиты Израиля. Эти добровольцы-неевреи в течение двух-трех лет могут работать в широкой сфере жизнедеятельности еврейского государства. Например, эти добровольцы трудятся в кибуцах на сопредельных с арабской зоной территориях, где специалисты-евреи работать не горят желанием.
Казахстанские власти активно способствуют репатриации в Израиль еврейского населения. В советские годы в Казахстане проживало до двадцати тысяч евреев, в 2022 году их численность сократилась до пяти-шести тысяч, возможно, что и меньше. Эта скромная цифра дает Астане основание утверждать о значительном проценте еврейского населения в Стране степей. Текущая национальная политика Ак-Орды, выражающаяся в лозунге «Казахстан для казахов», выталкивает всех остальных искать счастья за рубежом. В этом плане еврейскому населению крупных городов Казахстана повезло куда больше, чем местным русским. Израиль готов принять евреев из Страны степей как репатриантов или по любой другой иммиграционной программе.
Освободившиеся после отъезда евреев рабочие места и жилплощадь занимают родившиеся в Казахстане казахи, а также оралманы – переселенцы казахского происхождения из-за рубежа. Еврейский вопрос в Казахстане – одна из самых закрытых для общества тем. Сторонним наблюдателям неизвестно даже то, сколько точно евреев сейчас живут в Казахстане, озвучиваемые в прессе цифры – приблизительные, с максимальной долей статистической погрешности. Это выглядит странно. Ведь все данные о проживающих в Стране степей и выехавших из Казахстана евреях находятся в базах местных силовых структур.
Государство Израиль – важный международный игрок, в устойчивости которого заинтересованы и англосаксы, и Россия, и Китай. Самоопределение Палестины – величина более чем относительная, тем более, что евроатлантические партнеры Израиля традиционно закрывают глаза на грубое попрание Израилем соответствующих документов ООН. Зачем Астане, в угоду своей мусульманской многомиллионной «улице», выступать против Израиля? Это, по крайней мере, невыгодно. Но и открыто поддерживать Израиль в Казахстане, в духе традиционной многовекторности, не рискуют.
Режим Токаева, играя в нейтральность в палестинском вопросе, может лавировать между Россией, Китаем, Израилем, мусульманским миром, Европой и США. Вашингтон в лице президента США Джо Байдена заявил о поддержке Штатами Израиля. Но на самом деле это выглядит скорее как предвыборный прием против четко произраильского Дональда Трампа. В команде Байдена есть немало политиков и крупных бизнесменов, которые в палестинском вопросе продвигают как раз проарабский курс. Эта чисто американская ситуация для Казахстана – еще одна многовекторная лазейка.
Помимо своей ключевой роли в ЕАЭС и ОДКБ, Казахстан является страной – соучредителем Организации тюркских государств (ОТГ) и будущей страной-председателем ОТГ. Война в Палестине стала важным вопросом в повестке дня мероприятий ОТГ, которые прошли ближе к концу октября в Ташкенте и Самарканде – на территории ныне председательствующего в ОТГ Узбекистана. Лидеры стран ОТГ решительно осудили артобстрелы арабской больницы «Аль-Ахли» в секторе Газа, в ходе которых погибли и были ранены более пятиста человек.
«Организация тюркских государств подтверждает свою твердую убежденность в том, что гражданское население, а также гражданская инфраструктура, такая как больницы и медицинский персонал, находятся под защитой международного гуманитарного права. ОТГ призывает стороны немедленно прекратить огонь и сосредоточить усилия на достижении мирного урегулирования, основанного на стабильности и безопасности для всех жителей региона в соответствии с решением ООН о создании в Палестине двух государств – еврейского и арабского»,
– говорится в заявлении.
ОТГ при этом не возлагает вины за катастрофу с «Аль-Ахли» ни на ЦАХАЛ, ни на ХАМАС. Указывается лишь, что эта больница – гражданское учреждение здравоохранения, с арабским медперсоналом. Обтекаемые формулировки тиражируют те силы исламского мира, которые в теории сочувствуют Палестине, но при этом не желают враждовать с Израилем, так как связаны с еврейским государством долгосрочными соглашениями.
(Продолжение следует)
Артур Приймак