Путина опять обманули об успехах: В России предложили продлить срок эксплуатации самолетов возрастом свыше 50 лет
Ни для кого не секрет, что с введением антироссийских санкций Россия оказалась в непростой ситуации. И если в каких-то сферах введенные ограничения показали свою полную бесполезность, то вот по отечественной гражданской авиации и идущей в тандеме с ней авиационной промышленности, санкции ударили очень сильно. Напомним, что под тотальный запрет попала передача в лизинг авиакомпаниям РФ лайнеров американского и европейского производства, а также продажа основных комплектующих для производства отечественной авиационной техники.
Катастрофическое положение в отечественной авиации легко объяснимо, так как в ещё 1990-е годы ставка была сделана на импортную технику, но в связи с последними политическими событиями, наша страна оказалась заложником собственной беспечности. Казалось бы ситуация безвыходная — импортная техника как и любая другая изнашивается, Запад нам запчасти не поставляет, а сами ничего производить мы, так и не научились. Куда приятнее было распихивать полученную прибыль по оффшорам, нежели вкладывать в отечественное авиастроение.
Фото: myskillsconnect.com
Естественно Владимир Путин был прекрасно осведомлен о положении дел в отечественной авиации, и потребовал в кратчайшие сроки разработать предложения о том, как поднять авиационную промышленность с колен. Стоит отметить, что работа тут же закипела. И вот уже весной министр транспорта Виталий Савельев заявил, что у России никаких проблем с запчастями для самолетов импортного производства не существует (обошлись параллельным импортом), а летом подоспело заявление главы «Ростеха» Чемезова, а том что объем производства самолетов Superjet с российскими двигателями начиная с 2024 года запланирован на уровне 20 самолетов ежегодно. Также Чемезов добавил, что начиная с 2025 года авиационный парк страны ежегодно будут пополнять самолеты Ту-214 в количестве десять единиц. Помимо этого глава госкорпорации подчеркнул, что «Ростех» в 2024 году начинает серийное производство среднемагистрального самолета МС-21.
Ту-214. Фото: ixbt.com
Также позаботились и о самолетах легкого класса. Официально было заявлено смену легендарному Ан-2, в простонародье называемом кукурузником, придет ЛМС-901 «Байкал». Самолет рассчитан на 9 пассажиров и вот-вот пройдет летные испытания, но пока к сожалению с двигателем производства США. Мотор отечественного производства будет якобы готов к 2024 году. Правда до сих пор непонятно где ЛМС-901 будет выпускаться. Сначала местом производства называли Улан-Удэ, затем Комсомольск-на-Амуре, а позже выбор пал вроде как на Уральский завод гражданской авиации.
ЛМС-901 «Байкал» Фото: mixyfotos.ru
Также заявлялось и о налаживании производства 44-местного самолета ТВРС-44 «Ладога», который призван заменить пассажирские Ан-24, Як-40 и пассажирско-грузовые Ан‑26-100, т.е. региональные самолёты и самолёты для местных авиалиний. По сути эти машины, это междугородний транспорт летающий по воздуху. В России, с её бескрайними просторами и отдалёнными труднодоступными местностями, необходимость большого парка машин такого класса сложно переоценить. Серийное производство самолета обещали наладить к 2025 году.
ТВРС-44 «Ладога»,Фото: msk1.ru
В общем обещано было много и со стороны казалось что отечественное авиастроение начинает оживать. Однако как это часто бывает в нашей стране, желаемое не всегда совпадает с действительностью. Наговорили много, а на деле оказался пшик. Судя по последней поступившей информации, новые самолеты, по крайней мере для региональной авиации, появятся ой как не скоро.
50 лет для самолета не предел
На днях к профильным ведомствам с просьбой продлить ресурс имеющихся самолетов Ан-24 и Ан-26, чей средний возраст составляет порядка 50 лет, обратились представители ряда региональных авиакомпаний. Обсуждение этого вопроса состоялось в рамках круглого стола в Совфеде. Первый заместитель генерального директора ООО «Истлэнд» Сергей Зорин заявил, что 25% имеющегося в России парка Ан-24 и Ан-26 завершат полеты уже менее чем через 5 лет.
Ан-24 Фото. fototelegraf.ru
«На сегодняшний день региональных самолетов отечественного производства насчитывается 150 штук, из них 98 Ан-24 и Ан-26 с 1962 года выпуска и средним возрастом 50 лет»
— заявил Зорин.
Представитель ООО «Истлэнд» также отметил, что к 2030 году, согласно докладу ГосНИИ, будет списано 25% названых самолетов.
«По нашим расчетам, остановка парка наступит намного раньше, уже с 2028 года»,
— подчеркнул он.
Фото: myskillsconnect.com
Причиной износа названых самолетов является рост нагрузки на фоне перераспределения объемов с лайнеров зарубежного производства на российские, а так же отсутствие экономической целесообразности их капремонта, так как стоимость этих работ составляет примерно 200 млн руб.
«Ремонтом и обслуживанием двигателей Ан-24 в России занимается лишь один «Арамильский завод», а его мощностей явно не хватает на всех заказчиков»,
— отмечают перевозчики.
В итоге Зорин предложил решить проблему путем продления сроков эксплуатации Ан-24 и Ан-26 до тех пор, пока парк не будет наполнен самолетами ТВРС-44 «Ладога». А мы напомним, что серийное производство этой машины изначально планировалось с 2025 года. То есть становится очевидно, что, предлагая увеличить срок эксплуатации самолетов возраст которых свыше 50 лет на неопределенный срок, авиаперевозчики просто не верят, что производство «Ладоги» будет наложено в указанные сроки.
Отлично понимая это, Зорин призвал усилить контроль за сроками выпуска и ценообразования ТВРС-44 «Ладога» и распространить на новые самолеты все механизмы субсидирования и поддержки. Предложение также было поддержано директором по развитию «Полярных авиалиний» Сергеем Анциферовым.
Вообще когда читаешь материалы в отечественных СМИ, то просто диву даёшься. В России стало нормой рассказывать о суперсложной технике, которая в металле ещё не существует, но о ней уже заявляется как о готовых к эксплуатации аппаратах. Мало того, об этом с восторгом рассказывается президенту.
Фото: islamnews.ru
Планов у отечественной авиапромышленности громадье, но по итогу результат, как всегда, нулевой. Дела у ОАК (объединённая авиастроительная корпорация) вот уже на протяжении нескольких лет идут из рук вон плохо. Авиастроение в России так и не стало локомотивом экономического развития, каким оно по сути должно было стать. Планы по выпуску самолетов срываются из года в год, и производство их снижается, вопреки красивым заявлениям с высоких трибун. Вот наглядное тому подтверждение: в 2017 г. в России был произведен 41 транспортный и пассажирский самолет, а в 2022 г. всего 15. А в 2023 «прорывном» по словам чиновников году, ожидается не более 10. Мощные показатели, нечего сказать. «Эффективные менеджеры» ОАК в очередной раз продемонстрировали свою полную некомпетентность.
Так есть ли реальный шанс, возродить вновь на качественном уровне отечественное авиастроение? Безусловно, в это очень хотелось бы верить, но вряд ли те, кто последние годы руководил российским авиапромом, на это способны. Ну а пока хочется дать один совет тем кто летает самолетами — прежде чем отправится в полет, возьмите с собой проволоку и изоленту, кто знает что там в воздухе надо будет починить, может крыло какое привязать или шасси…