Единственная проблема — Центробанк. Всё остальное решаемо
В предыдущие годы я довольно часто подвергал критике политику Банка России. И, естественно, было за что. Однако в феврале-марте 2022 года, когда ведомство Набиуллиной приняло абсолютно правильные решения по оттоку капитала, не допустило обвала финансовой системы, а затем даже начало ускоренно снижать ключевую ставку, появилась надежда, что политика ЦБ изменилась раз и навсегда.
Действительно хотелось верить, что Набиуллина лишь подстраивается под ситуацию. Сотрудничали с Западом — проводила прозападную и глобалистскую политику, встали на путь достижения суверенитета — стала проводить государственническую. Впрочем, некоторые мои читатели тогда, полтора года назад писали, что не нужно так думать. Увы, они были правы. Со временем Центробанк вернулся к своей старой политике.
И ладно, если бы просто вернулся. В этом году она была доведена до абсурда. Сначала ведомство Набиуллиной по непонятной причине попустительствовало девальвации, заявляя, что нет необходимости отказываться от плавающего курса рубля. И подобное якобы не угрожает макроэкономической стабильности. Одновременно с этим в Центробанке стали с двойным упорством талдычить о необходимости достижения таргета по инфляции в 4% и судорожно повышать ключевую ставку.
Здесь возникает один вопрос: что вы делаете? Первокурснику понятно, что причиной разгона инфляции является девальвация рубля. Значит, было необходимо бороться с девальвацией. Повышение ключевой ставки имеет сильно косвенное значение. Да, замедляется кредитование, которое в некоторой степени направлено и на импорт товаров и услуг. Однако в том же ЦБ заявляют о некотором перегреве экономики. Якобы предложение не поспевает за спросом. Значит, вполне логично, что необходимо поддержать предложение, а потребительское кредитование ЦБ может ограничить и другими методами, ужесточив регулирование.
Но, нет, им необходимо нанести удар по экономике
Главная проблема русской экономики — Центробанк. Да, значительное количество вопросов имеется и к другим ведомствам. Особенно — к Минфину. Однако эти вопросы не носят стратегического характера. Они приводят к потерям, но не к таким серьезным, как это происходит из-за политики Набиуллиной.
Проблема носит системный характер и заложена она была ещё в 90-е годы, когда Банк России получил статус независимой структуры. Это даже не государственная организация. Де-факто статус Центробанка непонятен. Для чего он существует как независимый орган, какой в этом смысл?
Вместе с этим, ЦБ отвечает за деньги. То есть, за ключевой элемент функционирования экономики. Даже если у тебя есть передовые по мировым меркам производства, но отсутствует суверенная денежная политика, то предприятия будут простаивать и деградировать. И, наоборот, при суверенном ЦБ находясь даже на низком уровне технологического развития возможно его совершенствовать, выстраивая сложную экономику. Наш опыт 30-х годов является ярким тому примером.
Сейчас же ведомство Набиуллиной не отвечает ни за рост экономики, ни за уровень доходов граждан. Регулятор поставил своей целью достижение пресловутого таргета по инфляции, заявляя, что это чуть ли не главный макроэкономический показатель. Нам объясняют, что низкая инфляция положительно сказывается и на росте ВВП, и на уровне реальных доходов граждан. Частично я даже соглашусь. Однако основной вопрос заключается в том, а что такое низкий уровень? Почему 4%? Безусловно, инфляция не должна превышать 10-12%. Однако 6-8% — вполне нормально для нашей экономики. Особой разницы между 4% и 7% нет.
Вспомним даже недавний опыт 2000-х годов. Уровень инфляции редко когда опускался даже ниже 10%. Однако экономика и доходы граждан росли настолько высокими темпами, что полностью компенсировали обесценение денег.
Если бы хотим суверенной денежной политики, которая работает в интересах нашей экономики и наших граждан, необходима реформа Центробанка. Необходимо менять систему. Мало снять Набиуллину, дело не только в ней. Регулятор должен быть подчинен правительству или, как минимум, Президенту. Нет никакой необходимости в независимом ЦБ. Он должен быть исполнительным органом власти и выполнять поставленные перед ним задачи. Никаких противоречий между правительством и ЦБ при единой политике возникнуть не может в принципе.
Кабмин также заинтересован нормальном уровне инфляции, которая при разгоне обесценивает его работу. Вопрос в балансе. Где этот баланс между экономическим ростом и инфляцией? Иногда вполне допустимо, что ради выхода, к примеру, на 4% роста ВВП можно в моменте поднять планку по инфляции, скажем, до 8%. Однако это будет краткосрочная ситуация, поскольку рост экономики, наращивание выпуска товаров и услуг уже само по себе является самым действенным дезинфляционным фактором!
В общем, главная проблема нашей экономики — Центробанк. Решить эту проблему сложно, но можно. Уже сейчас политика Набиуллиной начала раздражать (да — именно раздражать) абсолютно всех, начиная от кабмина, заканчивая даже банковским сектором. Своими действиями ЦБ срывает планы работы и делает выполнение поставленных задач невозможным. По мере нарастания недовольство противники ЦБ сформируют широкую коалицию. И не будут бояться уже публично выражать свое недовольство. А когда ситуация накаляется до предела, рано или поздно происходит её разрешение. Первостепенная задача для развития нашей экономики — изменить политику Банка России. Именно там начало всех бед. Всё остальное решаемо.
Поэтому необходимо чаще показывать некомпетентность руководства ЦБ, аргументированно указывая на ошибки и возможности их исправления. Все должны это видеть и убеждаться в необходимости изменения курса. С валютной выручкой Набиуллина уже потерпела серьезное поражение. И таких ситуаций должно быть больше. Центробанк необходимо дожимать.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!