Конец офшоров. Путин выдвинул олигархам ультиматум
На днях прошла закрытая встреча Владимира Путина и членов РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей). Последний в 90-е годы в народе прозвали «профсоюзом олигархов». И, действительно, до недавнего времени в него входили именно офшорные олигархи, выводившие деньги из страны.
Сделаю небольшое отступление. Классический термин «олигарх» подразумевает использование финансовых ресурсов для получения власти и, далее, использование власти для сохранения и приумножения капитала. В России с приходом Владимира Путина подобная практика прекратилась. Однако в общественном дискурсе термин «олигарх» остался и приобрел несколько иное значение. Поэтому я не вижу особого смысла открывать по этому поводу дискуссию. Термин в нашем общественно-информационном поле устоялся. В противном случае мы должны не называть Германию второй четверти XX века фашисткой, ведь там был нацизм.
Но вернусь к РСПП. В целом в профильном объединении крупнейшего бизнеса я не вижу ничего плохого. Он будет всегда, в любой современной экономике. И консолидированная позиция должна быть представлена. Другое дело, что целеполагание как подобного объединения, так и других, должно быть направлено на совершенствование механизмов функционирования русской экономики, а не на лоббирование условий сугубо увеличения прибыли и вывода её в офшоры. А такое, увы, имело место долгие годы.
В феврале прошлого года Путин также встречался с представителями РСПП. Если говорить кратко, то негласный договор, действовавший на протяжении 20 лет, был расторгнут.
Перед крупным бизнесом были поставлены новые условия. Основными из них стали тотальная деофшоризация и наращивание инвестиций в реальный сектор экономики.
Прошедшую на днях встречу можно трактовать как подведение предварительных итогов. Главный вопрос, который обсуждался, касался как раз перевода компаний из офшорных юрисдикций в российскую. И, действительно, если смотреть на результат, то деофшоризация набрала приличный темп. Только за полгода в САРы в Калининграде и Владивостоке переехали 72 и 45 компаний соответственно. Причем речь идет именно о крупнейшем бизнесе. Например, объем активов «владивостокских» резидентов оценивается в 5 трлн рублей. То есть, это не формальные компании-пустышки, а реально работающие предприятия, которые теперь будут платить налоги здесь.
Ставка налога на прибыль в САРах, полученная в результате выплаты дивидендов, процентов и роялти, составляет 5% по полученным и 10% по выплачиваемым.
В общем, по теме деофшоризации спустя несколько месяцев можно констатировать, что «пожелание» власти было услышано крупнейшим бизнесом, который всё же начал массово переводить активы в Россию. Впрочем, окончательные итоги подводить ещё рано. Данный процесс не является быстрым, особенно в том случае, если иностранные регуляторы тормозят с выдачей разрешений или вовсе их не выдают. Думаю, в полной мере оценить итоги деофшоризации мы сможем в первом квартале следующего года.
Далее. На удивление РСПП выдвинул весьма здравую инициативу. Крупнейший бизнес предложил правительству увеличить налог на прибыль, однако взамен предоставлять налоговый вычет в том случае, если компания инвестирует деньги в проекты реального сектора экономики. Разумеется, как и в любом предложении, здесь имеются нюансы, которые необходимо прорабатывать дополнительно.
Например, налог на прибыль в 20% делится на региональную (17%) и федеральную (3%) части. Что касается региональной, то трогать её нет никакой необходимости. Бюджеты большинства субъектов и так дефицитны и любые изменения могут ещё больше увеличить проблемы ряда регионов. А вот что касается федеральной части, то здесь всё проще. К примеру, можно за счет федеральной части увеличить налог на прибыль до 24% (как это было до 2009 года), предоставив инвестиционный вычет в 4% для тех компаний, которые вкладывают средства в экономику.
Надеюсь, данную инициативу в правительстве доведут до ума. Рост инвестиций нам необходим. Вполне реально выйти на цифру в 30-35% к ВВП, что даст рост экономики в 5-7%. И подобные механизмы, как показывает уже существующая практика, являются весьма эффективными.