Какие «сюрпризы» приготовили противнику серийные Су-75 Checkmate?
Накануне открытия международного авиасалона Dubai Airshow-2023 представители ГК «Ростех» анонсировали готовность корпорации к сборке первых опытных прототипов лёгких многоцелевых истребителей 5-го поколения Су-75 Checkmate. О скором запуске производства перспективных машин и о появлении первого лётного прототипа уже в 2025 году заявил и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Известно, что для сборки планируется задействовать новейшую производственную линию авиазавода им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, который уже специализируется на крупносерийном производстве истребителей поколения «4++» Су-35С, а также машин 5-го поколения Су-57. Какими же тактико-техническими и оперативно-тактическими преимуществами будут обладать перспективные однодвигательные истребители, которые должны занять в Воздушно-космических силах нишу, аналогичную американским истребителям 5-го поколения F-35A?
Первой и главной особенностью станет возможность исполнения истребителя не только в классических одноместной и двухместной модификациях, но и в беспилотной, что позволит причислить машину к поколению «5+». В данном случае управление бортовой РЛС на базе активной ФАР, двигателем, оптико-электронной системой, системой предупреждения об облучении, а также системами РЭБ и вооружением будет возложено либо на высокопроизводительный бортовой компьютер, либо на пилота ведущего истребителя 5-го поколения Су-57. В этом случае для управления будут использоваться высокозащищённые радиоканалы асинхронных линий обмена данными, включая телекодовые подканалы. Одним из упрощённых вариантов подобных каналов является небезызвестный телекодовый канал обмена тактической информацией К-ДлИ, применяемый терминалами обмена данными многофункциональных истребителей Су-35С.
При этом экипажи Су-57 смогут использовать бортовые радары, оптико-электронные модули и другие сенсоры Су-75 Checkmate для ведения удалённого воздушного боя, радиолокационной, оптической и радиотехнической разведки. Сами же Су-57 смогут управлять действиями Су-75, не входя в радиус поражения зенитных ракет и ракет класса «воздух-воздух противника».
Что же касается бортовых радиолокационных комплексов, то речь может идти о перспективной разработке «Фазатрон-НИИР» — высокоэнергетическом бортовом АФАР-радаре «Жук-АМЭ». Полотно активной ФАР данного изделия построено на базе приёмо-передающих модулей с СВЧ-транзисторами, размещёнными на жаропрочных подложках, изготовленных методом низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (LTCC). Данные СВЧ-транзстора обладают более высокотемпературными, а значит и высокоэнергетическими режимами функционирования, аналогичными таковым у нитрид-галлиевых СВЧ-транзисторов, применяемых в американских и западноевропейских АФАР-радарах AN/APG-81/85 и AN/APG-79. Их устанавливают на многоцелевых истребителях 5-го поколения F-35A/B/С, а также палубных многофункциональных истребителях F/A-18E/F Super Hornet.
Благодаря повышенному энергетическому потенциалу бортовые РЛС «Жук-АМЭ» способны обнаруживать цели с эффективной отражающей поверхностью 3 кв. м на удалении до 260 км и захватывать на удалении 175 км, в то время как объекты ЭПР 0,1 кв. м могут быть обнаружены на удалении 100 км и захвачены на точное автосопровождение на дистанции 80 км. При этом благодаря высокой помехозащищённости (обусловленной формированием провалов диаграммы направленности в секторе излучения средств РЭБ противника) даже в сложной помеховой обстановке дальность обнаружения целей у данных РЛС будет снижаться не более чем на 10−20% (в зависимости от количества платформ-постановщиков радиоэлектронных помех и мощности их излучения).
Бортовые РЛС «Жук-АМЭ» способны функционировать в режимах синтезированной апертуры (SAR) и обращённой синтезированной апертуры (ISAR), обеспечивающих классификацию наземных радиоконтрастных целей на любых типах ландшафта и рельефа местности, а также в режиме сопровождения движущихся наземных объектов (GMTI), что превращает Су-75 великолепные воздушные платформы тактической радиолокационной разведки.
Целевая канальность данных РЛС достигает 8 одновременно перехватываемых целей. Су-75 также будет оснащён мультиспектральным квантовым оптико-электронным комплексом КОЭПС-75 от АО «Производственное объединение „Уральский оптико-механический завод“ им. Э.С. Яламова». В инфракрасном диапазоне волн модуль КОЭПС-75 способен пеленговать бесфорсажную теплоконтрастную цель типа F-16C на удалении до 100 км в заднюю полусферу и 55 — 60 в переднюю. Цели с форсажными режимами работы двигателей обнаруживаются на удалении 250 — 200 км в заднюю и 150 — 110 км в переднюю полусферы, но без определения дальности (лишь с определением угловых пространственных координат и выдачей ЦУ ракетам Р-77−1 и «Изделие 180»).
По предварительной информации, машина будет располагать пятью основными внутрефюзеляжными узлами подвески, размещёнными в трёх отсеках вооружения. Тем не менее, технически реализуемо размещение управляемых ракет воздушного боя и на дополнительных четырех подкрыльевых узлах подвески, либо в малосигнатурных подвесных «стелс»-контейнерах вооружения на двух корневых узлах подвески.
Основой боекомплекта Су-75 в конфигурации «воздух — воздух» (завоевание господства в воздухе, патрулирование и дальний перехват) станут УРВБ Р-74М (РВВ-МД), Р-77−1 (РВВ-СД), а также перспективные дальнобойные ракеты воздушного боя «Изделие-180» с дальностью эффективного перехвата средневысотных целей при пуске на эшелонах 10000 — 13500 м порядка 40, 110 и 180 км соответственно. При средневысотном пуске этих же ракет по низковысотным целям дальность будет снижаться до 17, 50 и 85 км в связи с более высоким аэродинамическим сопротивлением. Под радиопрозрачными образующими носков крыла Су-75 будут размещены интерферометрические ФАР-модули радиотехнической разведки, либо АФАР-полотна РЛС L-диапазона.
Широкое применение композиционных и радиопоглощающих материалов, а также наклонных стабилизаторов и угловатого воздухозаборника обеспечит Су-75 малую эффективную отражающую поверхность не более 0,2 кв. м.
Силовая установка Checkmate может быть представлена двигателем АЛ-41Ф1С тягой 14,5 тонн, или новейшим двигателем «Изделие 30» с тягой 18 тонн, что обеспечит истребителю высочайшую тяговооружённость до 1,25 кгс/кг, маневренность и скорость до 2400 км/ч при потолке до 17000 м. Также маневренности способствует большая площадь крыла более 45 кв. м с развитыми элементами механизации, что обеспечивает снижение удельной нагрузки на крыло и увеличение угловых скоростей разворота в плоскости тангажа, и наличие системы всеракурсного отклонения вектора тяги двигателей АЛ-31Ф1 или «Изделие 30».
Источник