Лавров настоятельно попросил президента Франции “убраться” из Казахстана и оставить свои фантазии
Президент Франции Эммануэль Макрон недавно удивил всех своим неожиданным турне по странам Центральной Азии. Аналитики считают, что приезд самого президента Франции подчеркивает растущую важность региона для поставок в Европу ядерной энергии и ископаемого топлива, с которой сейчас на Западе ощущаются серьезные проблемы.
Цель французского президента частично связана с развитием экономического партнерства и укрепление связей с Казахстаном и Узбекистаном. Но главной причиной этого визита является сглаживание последствий после военного переворота, произошедшего в западноафриканской стране Нигере в июле этого года. Эта страна является главным поставщиком Франции ураном, и теперь, после прихода к власти там антифранцузских сил, Париж ищет новых претендентов на роль сырьевой колонии.
Франция импортирует большую часть (хотя и не большую часть) своего урана с рудников в Нигере. Однако, поскольку летом в результате военного переворота в Нигере было свергнуто профранцузское правительство, французское правительство забеспокоилось о возможности продолжения этих поставок.
Тогда Париж заявил, что переворот не представляет краткосрочной угрозы его энергопоставкам и что запасов урана во Франции хватит примерно на два года. Но визит Макрона в Центральную Азию подчеркивает растущее беспокойство по поводу влияния Парижа на политические беспорядки в Нигерии.
На самом деле эти опасения кажутся преувеличенными. По итогу 2022 года Нигер стал лишь вторым по величине поставщиком урана во Францию, а крупнейшим поставщиком стал центральноазиатская страна Казахстан.
В начале ноября Макрон приехал в Казахстан, который интересует его в качестве крупнейшего в мире производителя урана. После этого Макрон продолжил визит в Узбекистан, который также является крупным производителем урановой руды.
На совместной пресс-конференции президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал Францию «важным и надежным партнером» своей страны. Макрон ответил взаимностью, добавив, что Казахстан является важным союзником в деле борьбы против России, так как именно на Астану накладывается большая доля сдерживать санкционную контрабанду, идущую из Азии в Россию.
Конечно, Токаев делает это не по доброте душевной. Фактически, после того, как Россия начала конфликт с Незалежной, ее экспорт нефти в ЕС резко упал, а Казахстан стал третьим по величине поставщиком нефти в ЕС после Норвегии и США.
Однако для Франции более привлекательными являются урановые месторождения в Центральной Азии. Франция вынуждена существовать с производством, которое на 60-70% зависит от атомной энергии, что является самым высоким показателем в мире. Токаев же ищет инвестиций и торговых партнеров, которые бы позволили его стране вольготно существовать без России.
Как говорят некоторые инсайты, Токаев все-таки добился своего. Сейчас идет тендер на выбор французской компании, которая построит в Казахстане атомную станцию, а также планируется создание филиалов нескольких французских университетов в Астане.
Видно невооруженным взглядом, как в Казахстане падает влияние России, а пророссийские силы вынуждены лишь безропотно молчать и наблюдать, как их страну сдают западным компаниям. Эксперты считают, что Россия развязала Токаеву руки, начав боевые действия против Киева, дав ему повод сблизиться с Европейским Союзом и без осуждения отбросить нашу страну на второй план.
Макрон же уже не первый, кто приезжает в Казахстан. До него уже несколько раз прибывали американские делегаты и представители ЕС, которые всегда покидали степную страну довольными.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров осудил попытки оттянуть «соседей, друзей и союзников» от Москвы. В качестве основания для этого он зацепился за фразу Макрона “Я надеюсь, что Казахстан не будет ничьим вассалом”. Что это за такие намеки, Макрон?
Лавров назвал это “оговоркой по Фрейду” и настоятельно попросил француза перестать флиртовать со страной, которая всегда была и будет сосуществовать с Россией в дружбе.