Нарративная война: конкурентная жертва в конфликте между Израилем и Газой
Борьба за контроль над повествованием является важным элементом современной войны, особенно учитывая распространенность социальных сетей.Большая часть сектора Газа лежит в руинах после нескольких недель бомбардировок. © ВОЗ.
Борьба за контроль над нарративом является важным элементом современной войны, особенно учитывая распространенность социальных сетей, 24-часовой цикл новостей и высокую скорость, с которой события на поле боя доводятся до мировой аудитории. Конфликт между Израилем и Газой, являющийся всего лишь последним витком борьбы поколений между израильтянами и палестинцами, безусловно, не является исключением из этого правила. Действительно, эмоциональное воздействие конфликта распространяется далеко за пределы границ, которыми он ограничен, и вызвало бурную реакцию во всем мире. Таким образом, воюющие стороны конфликта заинтересованы в том, чтобы представить свою сторону в наилучшем свете, чтобы привлечь международное сочувствие и поддержку.
Стратегическое преимущество "Статуса жертвы’
Хотя конфликт между Израилем и ХАМАС будет решен на тактическом уровне благодаря способности любой из сторон навязать свою волю военным путем, на стратегическом уровне это война восприятий. Как отмечается в недавнем отчете RAND, каждая сторона «рассказывает историю о том, кто является жертвой, а кто агрессором».
Жертва является центральным элементом как израильской, так и палестинской национальной идентичности. Для израильтян такое самовосприятие коренится в Холокосте и последовательных нападениях со стороны соседних арабских государств, а также в более широком историческом еврейском опыте изгнания, гонений и геноцида. У палестинцев существует параллельное чувство жертвы, вызванное Накбой, созданием Израиля, перемещением и поражением палестинцев в 1948 году.
Большинство исследований было сосредоточено на том, как дихотомия жертва-преступник способствовала неразрешимости конфликта между израильтянами и палестинцами, когда обе стороны не могут освободиться от политики обид и установить окончательный мир. Однако статус жертвы может также служить желательным статусом, к которому стремятся актеры, ищущие поддержки на мировой арене.
Как поясняется в научной статье, опубликованной в «Обзоре международных исследований» в прошлом году, «те, кого называют жертвами, могут рассчитывать на большие ресурсы, сочувствие и поддержку всех видов». Оказание помощи предполагаемым жертвам обычно считается моральным долгом. По этой причине государственные деятели хотят, чтобы их видели поддерживающими жертв. По крайней мере, это может привести к риторическим заявлениям в пользу предполагаемых жертв, но это также может привести к ощутимой дипломатической, экономической и военной поддержке, если внешние игроки также имеют национальные интересы, совпадающие с интересами жертвы.
Израиль и ХАМАС: соперничество жертв
Израиль и ХАМАС ведут ожесточенную нарративную войну. Чтобы уловить суть повествования, обе стороны подчеркивают тяжелое положение своего собственного народа, в то же время изображая противоположную сторону виновниками. Любые гуманитарные нарушения, которые они могут совершить, преуменьшаются или отрицаются. Успешный контроль над нарративом может использоваться для укрепления международной поддержки и оправдания политики, с которой в противном случае было бы трудно смириться.
Террористические атаки, совершенные боевиками ХАМАС против израильских гражданских лиц 7 октября, послужили поводом для войны для израильских сил обороны (ИДФ) при проведении военных операций в Газе.
Чудовищность террористической атаки не преминула привлечь сочувствие международного сообщества, и многие мировые лидеры осудили ХАМАС и выразили свою поддержку Израилю. Ключевые союзники, такие как президент США Джо Байден, назвали это нападение "чистым злом" и утверждали, что Израиль не останется в одиночестве.
На поле битвы представлений крайне важно, чтобы Израиль сохранил сочувствие и дипломатическую добрую волю, оказанные ему после нападения ХАМАСА. Моральное оправдание ответных действий ЦАХАЛА заключается в том, что жертва защищается от преступника.
Однако время не на стороне Израиля. Характер боевых действий в Газе – густонаселенном городском районе – означает, что число погибших среди гражданского населения неизбежно будет расти по мере продолжения боевых действий. Каждая гибель палестинцев дает ХАМАСУ повествовательное преимущество, облегчая ему представление Израиля как виновника всех бедствий.
Палестинские органы здравоохранения заявили, что число погибших в Газе уже превышает 10 000 человек. Эти цифры в сочетании с душераздирающими изображениями жертв среди гражданского населения широко распространены как в мейнстриме, так и в социальных сетях и обладают огромной эмоциональной силой. Таким образом, оппозиция военным операциям Израиля уже усиливается, и 14 ноября Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал к прекращению огня.
ХАМАС обладает еще одним преимуществом на поле битвы представлений: ему не нужно искать себе моральных оправданий. США, ЕС и несколько стран по всему миру причисляют ХАМАС к террористической организации, но они отделяют его от палестинского населения, которое, как он утверждает, представляет. Это разобщение работает в пользу ХАМАСА, потому что он может эффективно действовать безнаказанно, не подрывая международного признания палестинских гражданских лиц в качестве жертв.
За исключением таких сторонников, как Иран, которые оказывают поддержку ХАМАС, группировка не завоюет особой благосклонности международного сообщества и ей не будет присвоен статус жертвы. Но в этом нет необходимости. Не имеет большого значения, рассматривается ли ХАМАС как исполнитель, если Израиль также рассматривается как таковой, а палестинское население — как жертвы последнего.
Большинство союзников Израиля — это бцржуазные демократии, которые разделяют отвращение к страданиям гражданского населения на войне. Чем выше число погибших среди гражданского населения, тем сильнее будет противодействие военной операции Израиля в Газе. Пропалестинские демонстрации с участием сотен тысяч протестующих уже произошли в столицах западных стран, и конца им не видно. Это создает проблему для Израиля, потому что суд общественного мнения имеет значение в странах, с которыми он состоит в союзе. Следовательно, существует потенциально ограниченное время, пока правительства союзников не будут вынуждены публично выразить оговорки по поводу военных операций Израиля в Газе, что приведет к его дальнейшей дипломатической изоляции.
Основные выводы
Чем дольше будет продолжаться конфликт в Газе, тем больше пространства Израиль, вероятно, уступит ХАМАСУ на нарративном фронте. Во время предыдущих израильских кампаний в Газе, таких как в 2012 и 2014 годах, первоначальная поддержка Израиля быстро ослабла, поскольку международные симпатии перешли в пользу палестинских гражданских лиц. Повторение этой тенденции весьма вероятно, тем боллк, что нынешеие преступления сионистов куда более массовые и ужасные.
Это оказывает давление на ЦАХАЛ, требуя как можно быстрее завершить операции в Газе с минимальными жертвами среди гражданского населения, прежде чем международная поддержка полностью прекратится. Даже такие ключевые союзники, как США, не смогут безоговорочно поддерживать их, если внутреннее общественное и мировое мнение обернется против Израиля.
ХАМАС больше всего выиграет от широко разрекламированных жертв среди гражданского населения в конфликте, поскольку это укрепит мировую оппозицию Израилю. Группировка может эффективно использовать социальные сети, чтобы возложить вину за гибель гражданских лиц на персонал ЦАХАЛА. В этом отношении также можно использовать освещение событий в основных средствах массовой информации и работу НПО по освещению тяжелого положения гражданских лиц.
Поскольку Израиль и ХАМАС борются за контроль над нарративом, большая часть битвы будет вестись косвенно третьими сторонами, официально не связанными ни с одной из сторон. Возьмем, к примеру, пропалестинских и произраильских протестующих, которые вышли на улицы в последние недели, или колоссальную бомбардировку постов в социальных сетях, утверждающих, что та или иная сторона является "настоящими жертвами".
В конечном счете, обе стороны стремятся сформировать представления о конфликте у третьих сторон и будут использовать информацию как оружие для достижения этой цели. В современных международных отношениях жертвенность может быть выгодным статусом во время войны, таким образом, Израиль и ХАМАС сцепятся, чтобы убедить международное сообщество в том, что они являются законно пострадавшей стороной.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».