Израиль имеет и ядерное оружие, и любые средства его доставки
Имеет ли Израиль ядерное оружие? Власти Израиля хранят гордое молчание — ни да, ни нет. Зато все без исключения западные эксперты и журналисты в один голос утверждают, что в 1967—1969 годах Израиль ядерным оружием обзавёлся.
Читайте также:
Пашинян заявил, что шаги Азербайджана выглядят как подготовка к новому конфликту
Мало того, сейчас, к октябрю 2023 года, Израиль обладает уже ядерной триадой — самолётами-носителями ядерного оружия, баллистическими ракетами наземного базирования и подводными лодками, оснащёнными крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Да, прямо как ведущие ядерные державы — США, Россия и Китай, только в существенно меньших масштабах.
Первыми носителями израильских ядерных бомб должны были стать французские фронтовые бомбардировщики SO-4050 «Вотур II». В начале 1970-х годов их сменили специально модифицированные истребители-бомбардировщики F-4Е «Фантом II». Согласно американским данным, каждый самолёт мог нести одну ядерную бомбу мощностью 18−20 кт.
В 1998 году ВВС Израиля получили первые многофункциональные истребители F-15I «Ra’am». Этот самолёт является улучшенной версией американского истребителя бомбардировщика F-15E «Strike Eagle» и в основном предназначен для нанесения ударов по наземным целям.
Именно F-15I являются основными носителями израильских свободнопадающих атомных бомб. Эти самолёты имеют боевой радиус более 1200 км и оснащены достаточно эффективной аппаратурой РЭБ.
В сентябре 1962 года замминистра обороны Шимон Перес лично обратился к правительству Франции с просьбой разработать для Израиля баллистическую ракету. Получив разрешение, Израиль заказал двум французским компаниям — «Дассо» и «Сьюд Авиасьон» — ракеты с боевой частью весом 750 кг и дальностью 500 км.
Конкурс выиграла фирма «Дассо». Во Франции произведено 25 ракет и проведены их испытания. Во Франции ракеты именовались MD.620 («Марсель Дассо»), а в Израиле — «Иерихон-1».
Первый пуск MD.620 состоялся 1 февраля 1965 года с французского полигона близ Тулузы. В Израиле производство ракет велось на заводе МАЛАМ.
Развёртывание баллистических ракет производилось в горном районе Хирбат Захариан к западу от Иерусалима. «Иерихоны» размещались в подземных бункерах, спроектированных и построенных государственной гидростроительной компанией «Тахал», и перевозились на колёсных полуприцепах.
Эксплуатация баллистической ракеты «Иерихон-1» продолжалась до середины 1990-х годов. Ракеты состояли на вооружении 2-го авиакрыла «Канаф-2», приписанного к авиабазе «Сдот Миха».
Во второй половине 1970-х годов в Израиле началась собственная разработка новой баллистической ракеты средней дальности — «Иерихон-2». Двухступенчатая твердотопливная ракета с предполагаемой стартовым весом 26 т и длиной 15 м способна доставить боеголовку весом 1 тонну на дальность около 1500 км.
В 1989 году состоялся успешный испытательный запуск «Иерихон-2» с полигона в Южной Африке. Власти ЮАР заявляли о том, что это была ракета-носитель RSA-1, запущенная с полигона Аристон в пустыне Калахари по баллистической траектории над Индийским океаном. Однако эксперты ЦРУ в своём докладе указали, что ракета была израильского происхождения.
Второе ракетное испытание «Иерихона-2» в ЮАР состоялось в ноябре 1990 года, в ходе которого удалось получить дальность полёта более 1400 км.
В 2008 году появилась информация о создании трёхступенчатой баллистической ракеты «Иерихон-3». Так как всё, что касается «Иерихон-3», покрыто завесой секретности, её точные характеристики не известны. Согласно неофициальным данным, стартовый вес ракеты составляет 29−30 т, длина — 15,5 м. Вес полезной нагрузки — от 350 кг до 1300 кг.
17 января 2008 года с ракетного полигона «Пальмахим» в Израиле стартовала ракета «Иерихон-3», пролетевшая 4000 км. Следующие испытания состоялись 2 ноября 2011 года и 12 июля 2013 года. В случае оснащения ракеты боевой частью весом 350 кг эта ракета может поражать цели на расстоянии более 11 500 км. Таким образом «Иерихон-3» уже можно считать межконтинентальной баллистической ракетой.
В настоящее время в ракетных эскадрильях Армии обороны Израиля состоит полтора-два десятка МБР.
В 1990-е годы Израиль заказал в ФРГ строительство дизель-электрических подводных лодок «Долфин». Две первые лодки были построены за счёт бюджета Германии и переданы Израилю бесплатно в качестве компенсаций «за холокост». При оформлении заказа на третью лодку стороны договорились о том, что затраты будут поделены между ФРГ и Израилем в равных долях. В 2006 году был подписан контракт общей стоимостью 1,4 млрд. долларов, согласно которому Израиль финансирует две трети стоимости постройки четвёртой и пятой лодок, треть оплачивает Германия. В конце декабря 2011 года стало известно о заключении контракта на поставку шестой лодки типа «Долфин».
Головная лодка имеет длину 56,3 м и подводное водоизмещение 1840 тонн. Максимальная скорость хода под водой составляет 20 узлов, рабочая глубина погружения — 200 м, предельная — до 350 м. Автономность — 50 суток, дальность плавания — 8 000 миль.
Лодки, полученные в 2012—2013 годах, строились по усовершенствованному проекту. Они стали длиннее примерно на 10 м, оснащены более мощным вооружением и обладают большей автономностью. Каждая подводная лодка класса «Дольфин» способна нести в общей сложности до 16 торпед и крылатых ракет.
Общеизвестно, с каким трудом и с какими затратами были созданы ядерные триады в США, РФ и КНР. Как же могло создать подобное столь маленькое государство, как Израиль?
Когда Петра Великого спросили о том, что нужно для ведения войны, царь ответил: «Три вещи: во-первых, деньги, во-вторых, деньги и в-третьих, деньги».
Откуда же Израиль взял деньги на атомные проекты? Во-первых, фантастические компенсации «за холокост» со стороны Германии, Бельгии, Венгрии, Швеции и других стран. Во-вторых, огромная финансовая помощь правительства США. Только с 1970 по 1984 год по официальным данным Израиль получил от США 8 миллиардов долларов. И в-третьих, ежегодные огромные вливания еврейских организаций по всему миру.
Точные суммы автору не известны, да и считать бессмысленно, поскольку это — самая большая тайна Еврейского государства.
А как израильский атомный проект был реализован технически? Основных источников по созданию атомного проекта два.
Первый — показания сотрудника израильского ядерного центра Мордехая Вануну, передавшего в сентябре 1986 года английским газетам «Санди таймс» и «Дейли миррор» более 60 фотографий и сделавшего ряд устных заявлений о том, что израильтяне довели мощность французского 25-мегаваттного реактора до 150 МВт. Это обеспечило получение оружейного плутония в количестве, достаточном для производства не менее 10 ядерных и термоядерных боеприпасов ежегодно.
Снимки были сделаны Мордехаем на шести этажах подземного завода «Махон-2», где производились ядерные боеприпасы. Авторитетные эксперты подтвердили, что снимки подлинные и изображают производство именно такого назначения.
Второй основной источник — книга известного американского журналиста Сеймура Херша «Альтернатива Самсона», посвящённая израильскому ядерному потенциалу. Да-да, того самого, что взорвал информационное пространство расследованием диверсий на «Северных потоках».
В книге Херша, изданной в 1991 году, утверждается, что Израиль обладает тремя сотнями атомных и даже водородных бомб.
В 1960-е годы главным экономическим, военным и политическим партнёром Израиля была Франция. Там Израиль и заказал ядерный реактор «для мирных целей», мощностью всего в 24 МВт.
Но, как отмечает Херш, тут-то всё и началось. Монтажом реактора в ядерном центре около города Димона занималась французская компания «Сент-Говен». Получив «под столом» изрядную сумму (какую — никто не знает), компания согласилась создать в Димоне систему обслуживания реактора, в 2−3 раза превышающего объявленную мощность.
Дальнейшее было делом техники. Мощность реактора была доведена до 70 МВт, и он смог производить до 22 кг плутония в год. Этого количества достаточно для создания атомной бомбы, равной по мощности той, которая была сброшена на Хиросиму.
Херш считает «отцом» израильской атомной бомбы известного французского учёного-еврея Бертрана Гольдшмидта — химика и физика, специализирующегося в области производства плутония и обогащения урана.
Много лет спустя французский посол в Вашингтоне, встретивший Гольдшмидта на каком-то приёме, спросил: «Несёт ли Франция ответственность за создание израильской атомной бомбы?» Гольдшмидт расхохотался и ответил: «Мы не только лишили девицу невинности, но она от нас ещё и забеременела».
22 сентября 1979 г. в Индийском океане, в районе, расположенном между Африкой и Антарктидой, в 2400 км к юго-востоку от мыса Доброй Надежды, мглистую ночь прорезали две ослепительные вспышки. И как раз в это мгновение в низких свинцовых тучах, нависших над океаном, образовался просвет, позволивший американскому спутнику «Вела» эти вспышки засечь.
Спутник «Вела», вращающийся на высоких орбитах от 100 до 200 тысяч км над Землёй, оснащён мощными детекторами рентгеновского, гамма- и нейтронного излучения. Он был создан специально для обнаружения ядерных взрывов.
После того как техники в американском центре во Флориде обработали полученную информацию, стало ясно, что в Индийском океане произведено испытание ядерного оружия. Возник вопрос: кем? И суток не прошло, как ЦРУ уже знало, что в районе испытаний находятся военные корабли Израиля и ЮАР.
И уже 25 сентября премьер-министр ЮАР Питер Бота заявил в Претории: «Предупреждаю всех, кто вынашивает мысли об агрессии против ЮАР, что мы располагаем смертоносным оружием еще неизвестного типа».
Так произошло два совместных ядерных испытания Израиля и ЮАР. Однако, по мнению автора, этих двух испытаний было явно недостаточно для создания израильской ядерной триады. Очевидно, что испытания были и до 1979 года, и после.
На взгляд автора, МИД России разумно придерживается определённого нейтралитета в палестинском конфликте 2023 года. Но вот поднять вопрос о том, кто и как помог создать Израилю ядерную триаду, стоило бы немедленно. Вполне возможно, что подобного удобного случая долго не представится.
Как минимум, кампания по разоблачению ядерных спонсоров Израиля даст больше оснований России выйти из договоров о полном прекращении ядерных испытаний и нераспространении ядерного оружия.