«Нас обманули. Пустите нас назад»: Индия признала свою ошибку и просит Россию вернуть её в перспективный проект FGFA
На днях многоуважаемый индийский лидер Нарендра Моди «прокатился» на первом истребителе созданном индийскими конструкторами в рамках скандального проекта «Tejas». Сразу после этого знаменательного события, индийские военно-воздушные силы (IAF) объявили о заказе 86 истребителей, что вызвало небывалое оживление в индийском обществе, а СМИ с гордостью заявили, что теперь индусы и «сами с усами». Хотя если уж говорить совсем уж откровенно, истребитель «Tejas», с такой помпезностью представленный индийскими конструкторами, морально устарел ещё лет 10 назад, что, впрочем, конечно не умоляет заслуги местных авиастроителей.
Как известно, производство Су-30, в настоящее время на 85% локализовано в Индии, и это очень сильно помогло местным авиапроизводителям набраться опыта и суметь довести истребитель собственной разработки до рабочего состояния. Для индийцев, это несомненный успех, кто бы что ни говорил. Это мы привыкли, что наша авиапромышленность каждый год представляет какие-нибудь высокотехнологичные новинки, и ругаем их, когда этого не происходит. А для Индии, производство пускай и не самого конкурентоспособного, но все же своего истребителя, это так сказать повод поднять бокал с шампанским.
Тем не менее очевидно, что никто в Индии на «Tejas» ставку делать не собирается, отлично понимая перспективы собственных ВВС, в случае снабжения их только лишь этой машиной. Так же как никто особо не надеется и на «HAL AMCA» — новый индийский истребитель 5-го поколения.
За последние несколько лет Индия сделала ещё 24 машинокомплекта Су-30 в экспортном исполнении и судя по всему, будут ещё заказы. Но самое главное, в феврале текущего года, на 14-й международной авиакосмической выставке Aero India 2023 в Бангалоре, вновь заговорили о возвращении Индии в совместный российско-индийский проект FGFA, из которого Нью-Дели довольно некрасиво вышла в 2018 году. Поговаривали, что велись некие переговоры на полях «Aero India 2023», впрочем, эта информация официально подтверждена не была, хотя как все мы прекрасно понимаем, дыма без огня не бывает.
Проект Sukhoi/HAL Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA). Концепция истребителя пятого поколения, основанного на нашем Су-57, который разрабатывался совместными усилиями компаний Sukhoi и HAL для ВВС Индии. Завершенный FGFA должен был включать в себя 43 усовершенствования по сравнению с Су-57, включая усовершенствованные датчики, сетевые подключения и боевую авионику.
И вот буквально на днях, местное издание The Times of India, со ссылкой на своего источника в правительстве Индии, публикует информацию о том, что запатентованный 19 ноября россиянами вариант Су-57 станет, дословно:
«Наиболее приемлемым и практичным вариантом для ВВС Индии. Тем более что Нью-Дели не отказывалась от этого проекта, а просто на время приостановила в нём своё участие».
Однако с чего вдруг такая резкая «смена настроений» в индийском правительстве? Эксперты утверждают, что в этом нет ничего удивительного. Индийские военные прекрасно осведомлены о реальных боевых успехах российского Су-57. Да, серийных машин этого класса у России ещё пока мало, но прозванная российским «стелсом» машина, уже успела себя отлично зарекомендовать и продемонстрировать лучшие результаты среди всех истребителей 5-го поколения. Индийские аналитики отмечают, что на счету Су-57 как минимум 4 самолёта противника и ряд успешно проведенных операций по уничтожению средств ПBO. Ни у одного истребителя нет такого результата. Хваленый американский Ф-22, состоящий на вооружении США с 2022 года, ничем кроме сбитого китайского воздушного шарика похвастаться не может, и уже все чаще слышны разговоры, что этот проект не оправдал ожиданий, несмотря не все многомиллиардные вливания. И вот теперь, на этом фоне, посмотрев кто и что их себя представляет, военные аналитики, эксперты, СМИ и т.д. дружно запели дифирамбы российской «сушке», которую еще недавно так же дружно ругали.
Стоит отметить, что Индия не просто так покинула в 2018 году проект FGFA. Американцы безусловно приложили к этому немало усилий. Вашингтон недвусмысленно дал понять, что если Дели не прекратит сотрудничество с Россией, то последуют санкции в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). А что бы закрепить свой успех, Белый Дом проспонсировал индийских лоббистов, основной задачей которых была дискредитация российской программы, основанная на заверениях в том, что проект накроется «медным тазом» из-за запрета поставок в РФ западной микроэлектроники.
Однако «медный таз» так и не состоялся, и теперь, летчик-испытатель Анил Чопра, тот самый маршал ВВС Индии в отставке, который больше всех кричал в индийской прессе о бесперспективности проекта FGFA, неожиданно отметился заявлением порталу Indian Defence News, что насчет Су-57 он ошибся, доверившись заверениям США, что санкции угробят этот проект.
Скорее всего Индия продолжает вести хитрую игру, стараясь усидеть на двух стульях, что позволит ей укомплектоваться российским вооружением, при этом не испортив отношения с Вашингтоном. Вначале индийцы сумели убедить американскую администрацию в необходимости приобретения «санкционного» ЗРК С-400, отказавшись для отвода глаз от Су-57. А сегодня, оценив реакцию США на принятие к себе на вооружение российского С-400 «Триумф» аккуратно прощупывают почву, на предмет приобретения Су-57, предварительно оценив его в деле. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, насколько своевременно был запатентован двухместный вариант Су-57, на который изначально и рассчитывали индусы в рамках проекта FGFA.
Многие эксперты упрекают Индию, что попытка усидеть на двух стульях, это нечестная игра. Однако в то же время стоит согласиться с тем, что янки давят на нашего партнера по всем направлениям, и всячески пытаются воспрепятствовать нашему сотрудничеству. Индия безусловно зависит от Вашингтона, и поэтому вынуждено всячески изворачиваться. Но рано или поздно Нью-Дели придется сделать свой выбор. Хочется надеяться, что Нарендра Моди примет правильно решение, и в этом случае Индию ждет очень плодотворное сотрудничество с Россией, сулящее ей не пустые обещания, как в случае с заокеанской администрацией, а вполне реальные перспективы развития по всем направлениям.