Признание афонского старца: «Я опасаюсь за будущее. Если монахи сегодня так слабы, то что в миру? А как Богородица сражается за нас!»
Старец Филофей, игумен Афонского монастыря Каракалл рассказывает о том, что ему уже 90 лет и он хочет поделиться следующими мыслями, основываясь на своем опыте духовной жизни:
Мы действительно обеспокоены тем, куда сегодня движется мир с духовной точки зрения. Мы видим, что за несколько лет зло очень сильно продвинулось вперед. И совершенно очевидно, что все это происходит целенаправленно. Мы видим, что, несмотря на окружение других народов, далеко отстоящих от веры, греческий народ по благодати Божией сохраняет нашу Православную веру и благочестие, унаследованное им от отцов. А теперь он со всех сторон подвергается нападениям. Все это нас очень тревожит.
Старец говорит так же о том, что в мир сегодня действительно происходят какие-то сумасшедшие вещи, вроде Содома и Гоморры. Старец сожалеет о том, что люди, позабыв Бога, увлеклись плотской жизнью так, что она стала уже достоянием общественности. К тому же это еще хотят и детям привить:
Нас беспокоят и антиевангельские законы, которые пытаются преподавать даже детям начальной школы и младенцам в детском саду. Эти пагубные законы распространяют так называемое «половое воспитание». Недавно мы видели, что в этом замешаны даже некоторые иерархи Церкви, как это было с крещением детей, усыновленных содомитами, к тому же оно было организовано так скрытно и подло, что даже епископ не знал, что происходит во вверенной ему епархии. Мы очень переживаем в связи со всем этим. Куда и к чему мы движемся?
Действительно, куда движется мир? Ведь этот вопрос беспокоит многих. Кажется, что мчится поезд в какую-то бездну на полной скорости, сметая всё на свое пути. Слава Богу в России еще применяют такие законы, которые запрещают распространение всех развратов среди молодых. Конечно, этого недостаточно, но все же это лучше, чем в «просвещённой» Европе.
Старец говорит еще вот о чем:
Великой жертвой нашего времени является молодежь, которая терпит огромный ущерб от интернета, мобильных телефонов и других электронных устройств. При этом, те, кто находится у власти, намеренно культивируют взаимодействие молодого поколения с интернетом.
Интернет-зависимость действительно имеет серьезное воздействие на подрастающее поколение. Особенно это касается общения. Живьем уже редко встретишь тех, кто просто общается в парке. Даже здесь телефоны.
Если говорит про веру, то старец делает признание:
К сожалению, сегодня в нашем народе сильно ослабла религиозность, живое чувство Православной духовности. Возникает вопрос. Как нам прийти в себя? Конечно, некоторая часть наших христиан неуклонно пребывает в вере. Многие христиане подвизаются с духовным благородством, и они сподобляются великих благословений Божиих. Но большой процент людей отупели духовно. Они не осознают, что такое исповедь, что такое участие в богослужении и в других таинствах Церкви. Их религиозность весьма поверхностна.
Но не только старец упоминает о простых мирянах, речь он заводит еще и монашествующих:
Даже мы, сегодняшние монахи, не таковы, как были монахи в прошлом. Насколько ослабло монашеское покаяние! Помнится, что в прошлые годы Священный Кинот был более горяч в вопросах веры, когда в него входил настоятель монастыря Григориат о. Георгий (Капсанис), о. Феоклит Дионисиатский, наш старец Ефрем, представитель (антипросоп) монастыря Филофей старец Евгений и другие.
Как живо мы тогда реагировали на все возникающие проблемы — догматические и духовные! Духовная чувствительность Священного Кинота была столь высока, что он очень быстро выражал свою позицию по самым различным вопросам.
К сожалению, сегодня, если все будет идти таким же образом и дальше, если не произойдет какое-то непредвиденное событие, благодаря которому все вернется на круги своя. Если настолько ослабли мы здесь, на Афоне, то что уже говорить о живущих в миру? Поэтому прежде всего именно мы — святогорцы, духовники, Священный Кинот — должны снова вернуться на былую высоту. Нас очень беспокоит сложившаяся ситуация.
На сколько важных вопросов мы закрываем глаза! Простите меня, но я очень переживаю за будущее Святой Горы Афон, так как мы впали в обмирщение. Я опасаюсь даже за безопасность Афона: за то, что может быть отменен «аватон» — запрет на посещение Святой Горы женщинами.
Я точно не знаю, произойдет ли это в действительности, возможно, я ошибаюсь. Видя, что стали бесплодными мы — монахи, живущие в таком святом месте, как Сад Пресвятой Богородицы, подобного которому нет на земле, — как будут вести себя люди, живущие в миру? Да сохранит нас всех Пресвятая Богородица.
На самом деле эти переживания не беспочвенны. Уже на протяжении последних двадцати лет происходят различные споры и перипетии на Святой Горе по разным вопросам. Монашество, как он сам и признает, уже не то.
Помнится об этом и Паисий Святогорец говорил, что новые монахи, которые пришли из этого сильно ивращенного мира, вкусив многое до монашества, приносят все искаженные понятия о духовной жизни с собой. Вместо того, чтобы оказать смирение и становиться учениками, они становятся совлппосниками. А об этом говорил старец Иоанн Крестьянкин: «Вы ищите старцев? А их нет, потому что нет послушников, кругом одни совопросники».
Еще старец говорит:
В том упадке, который мы переживаем сегодня, следует прибегнуть к тому, что оставили нам в наследство отцы. Сколь многое оставил нам старец Георгий! Сколь многое оставил нам старец Емилиан! Сколь многое оставил нам старец Паисий! И старец Феоклит Дионисиатский! Как благодатны были все эти старцы!
Я уже не говорю о нашем старце Ефреме, который поддерживал нас уже только тем, что непрестанно молился и настоятельно просил, чтобы мы насаждали и взращивали Иисусову молитву в своей душе! Сколь многое оставил нам благодатный старец Иосиф!
Сколь многое оставил нам благодатный старец Ефрем Катунакский! Сколь многое все они оставили нам! Разве нам не с кого брать пример? И все они — наши современники. Я уже не говорю о древних отцах. Немало и наших новых отцов, которые жили совсем недавно. Но вместо этого мы впадаем в обмирщение.
Наверное, такое признание, кого-то сразу же наведет на мысль, что «везде так, а монахи и вовсе не справляются, так и я буду!». Но посыл старца не в этом. Он наоборот говорит о том, что и в монастырях, и в миру все должны подняться и идти путем покаяния, делая все зависящее от себя, чтобы не потерять истинной веры. Нельзя терять любовь к ближним и Богу, иначе останется только зло.
Как мы можем сохранить любовь? Как мы можем вернуть ее обратно? Для этого требуется быть очень внимательными! Мы не должны упускать это из виду. Когда придет небольшое расслабление, важно не допустить, чтобы оно стало сильным. Мы должны сохранить, насколько это возможно, любовь.
Здесь требуется борьба, духовная брань, исповедь, покаяние. Мы не должны позволить, чтобы охладела наша решимость быть с Богом, решимость, которую по молитвам Пресвятой Богородицы даровал нам Сам Бог. Нами не должна овладеть многопопечительность.
Старец говорит, что как и в миру, монахи, порой, осуждают и поэтому он обращается ко всем:
Мы претерпеваем большой ущерб, когда вместо того, чтобы осуждать себя, мы судим других и говорим: «Патриарх нехорошо поступил… премьер-министр… архиепископ… митрополит такой-то поступили неправильно». Или мы судим наших братьев: «Вы только посмотрите, что делает этот человек. Вы только посмотрите, что делает тот или другой».
Так ослабевает наша ревность и охладевает наше духовное горение. Насколько ужасное это зло, осуждение! Оно нас опустошает. Оно ожесточает нашу душу. Именно этого и желает лукавый. Таким образом уходит Божественная благодать: она убывает. Всю ту благодать, которую мы получаем во время служб, исповеди, дел милосердия, своего старания, мы теряем во мгновение ока.
Старец говорит еще и о том, что Пресвятая Богородица особенно заботится о всех людях, но на Святой Горе, как многим известно, Она особенно заботится о монахах:
Да сохранит нас Пресвятая Богородица в эти трудные времена, когда мы, отцы последнего времени, столь немощны! В каком месте мы пребываем! В этом святом месте, где Пресвятая Богородица так близка к нам, как Она Сама обещала: «Я буду для монахов Святой Горы и Целительницей, и Матерью, Я буду заботиться обо всем, что будет им нужно — как для души, так и для тела. Монахи, которые наполнят мой Сад, должны вести брань против нашего общего врага. А я буду сражаться за них в этой брани».
Давайте-ка подумаем: что это значит? Как близка к нам Пресвятая Дева! «Буду сражаться за них», — говорит Она. Это означает: «Буду помогать им в их битве с диаволом». Как прекрасны эти слова о том, что Она будет покровительствовать нам в брани, насколько же они умилительны!
Как сильно Она заботится о нас! И Она хочет, чтобы личными духовными трудами мы как можно лучше возделывали Ее Сад, как это делали предыдущие отцы. С какой ревностью, с каким борением! Какие несли труды и подвиги и в каких лишениях они жили? Они всей душой желали такой жизни и такой брани. Они сами просили о том, чтобы отдать все, что только можно, лишиться всех благ земных ради благ небесных.
И действительно, в жизни даже простых мирян, мы читаем через их рассказы о том, как Матерь Божия защищает. На фронтах, на дорогах, в разном положении — Матерь Божия является Свою Милость. А благодарным ли мы!?
А вот, он рассказывал, еще об одном случае:
Как только благочестивые паломники прибывают на Афон, их осеняет благодать Божия. Они говорят: «Мы забываем о наших проблемах и тревогах. Здесь другой воздух — все исполнено благодати». Это результат тех молитв, что совершаются на Афоне. Даже атеисты меняются. Однажды к нам в монастырь приехал один политик, он был настроен весьма скептически. Но он изменился.
Когда застучало било, созывая всех на Божественную Литургию, мы пригласили его вместе с сопровождавшими его лицами в наш главный храм (кафоликон). В храме он наблюдал за молящимися отцами. Их благостный вид и то, что они стояли неподвижно столь длинную службу, произвели на него огромное впечатление; он наблюдал за происходящим с невыразимым чувством.
Время от времени я поглядывал на него. Он кому-то сказал: «Здесь невозможно оставаться неверующим: хочешь не хочешь, а приходится верить»…
О положении в мире он говорит так:
Любовь сильно оскудела в наше время. Мы должны обратить на это самое пристальное внимание. Простите меня, что я говорю об этом. Я — самый настоящий лицемер, потому что, говоря о любви, я сам не поступаю как должно. Любовь требует, чтобы мы молились и за Патриарха, и за архиереев, и за весь мир…
Архимандрит Филофей. Игумен Афонского монастыря Каракалл. Июль 2022 г.
Слава Богу за всё!