Зеленский в шоке: Теперь ясно, кто же помогает русским на Украине
Сразу хочу сказать, что всё нижесказанное — всего лишь версия, которая вполне может оказаться ложной. Но есть также и немалая вероятность, что она окажется верной.
Наверняка многих из вас удивляет, а то и раздражает то, как ведёт себя вроде бы как дружественный Казахстан по отношению к России. То начинает вести речи о собственной исключительности, о приоритете казахского языка над русским, да так, что кажется — это не Казахстан вовсе, а новое воплощение ненастоящей страны. Уж больно речи похожи.
То кидается в объятия западных НКО, коммерческих компаний, игнорируя интересы российского бизнеса и даже проводя к нему откровенно недружественную политику.
То вдруг заявляет, что Россия ему что-то там должна. То требует обеспечить водой и ради этого повернуть сибирские реки вспять, то желает льготных условий для транзита собственных товаров, то ещё чего-нибудь.
А то и вовсе заявляет о присоединении к западным антироссийским санкциям и в верноподданническом рвении перед западными хозяевами кричит, что никакой параллельный импорт в Россию через территорию Казахстана невозможен в принципе.
Учитывая, что Россия в начале 2022 года спасла не только власть президента Токаева, но и фактически — казахскую государственность, такое поведение Астаны выглядит чёрной неблагодарностью. Но больше всего удивляет даже не поведение Казахстана, а реакция России на него, поскольку из Москвы не доносится даже нотки неудовольствия по этому поводу, а слышны лишь только заявления о законном праве Казахстана самостоятельно строить свою внешнюю политику в соответствии с его национальными интересами.
Тут можно было бы закричать в стиле «сердитых патриотов» что все нас предают и используют, а мы только и можем, что утираться в ответ. Но подобные крики достойны только шарикообразных блогеров из Испании, а также прочих его соотечественников, у которых когнитивная функция работает крайне своеобразно, даже можно сказать — альтернативно.
Мы же уже хорошо знаем, что Москва может быть жёсткой не только на словах, но и на деле. Мало того — уже имеются примеры прямого силового вмешательства России, причём не только в ненастоящей стране, но и том самом Казахстане. Если Россия считает, что дело пахнет керосином, то без всякого ложного стеснения применяет свои вооружённые силы.
Следовательно думать, что Россия заискивает перед Казахстаном, боясь обидеть его нежную и ранимую душу — по крайней мере наивно. Значит, у такого поведения (как России, так и Казахстана) имеется своя веская, и что немаловажно — скрытая от лишних глаз, причина.
Тем более, что новости от нашего юго-восточного соседа приходят разные. Про то, как он нас не уважает, как заискивает перед Вашингтоном и европейскими столицами становится известно очень быстро, и обсуждается очень широко. Но вот новости противоположного характера словно не замечают. Или замечают, но не придают должного внимания.
Зря, между прочим, поскольку новости эти довольно интересны и, главное, показательны. Во-первых, стало известно о том, что Астана начала прижимать всех любителей первородства казахской нации, которые заявляли, что ни русскому языку, ни русским людям — не место в стране степей и акынов. Кого-то из них оштрафовали, а самых одиозных и вовсе посадили. Во-вторых, появились новости о серьёзных кадровых перестановках в армии Казахстана.
Что характерно, то на ключевые командные посты были назначены исключительно те офицеры, которые учились в российских военных вузах и Академии Генерального штаба РФ. Те же, кто имеет за плечами западные или турецкие военные курсы — оказались задвинуты на второй план.
На должность командующего «Западным направлением» назначен выпускник Рязанского высшего командного училища генерал-майор Даулет Оспанов. Его готовили исключительно по советской и российской программам.
Начальником Главного Штаба Армии Казахстана назначен Генерал-майор Мереке Кучекбаев. Десантник. Закончил Академию Генштаба РФ в 2017 году.
Командующим направлением «Астана» назначен Ержан Ирбаев. За направление «Восток» теперь отвечает Женис Маралов, а за «Юг» Куанышбек Уштаев.
Показательно, что данные кадровые решения были сделаны непосредственно перед саммитом ОДКБ в Минске. Это не только внутренние дела Казахстана, но и ясный намёк остальным членам организации, и прежде всего — России, который многое говорит о намерениях Астаны. Ну в самом Минске Токаев заявил, что приоритетом его страны является тесное сотрудничество с ОДКБ. Это уже не намёк, а прямая и явная демонстрация выбора стороны в глобальном противостоянии.
Почему же Казахстан так непостоянен в своём поведении? Почему он то преклоняется перед Западом, то делает явные реверансы в сторону России? Можно было бы объяснить это политикой многовекторности, к проведению которой у многих стран осталась сильная тяга, чтобы иметь возможность получать плюшки и от одного, и от другого лагеря. Но данный вариант нисколько не объясняет спокойствие России, которая давно научилась доводить до «многовекторных», что с ней с такие игры играть не стоит. Султан тому свидетель. И не он один.
Лично у меня есть два варианта объяснения происходящего.
Первый — политика есть не что иное, как искусство возможного. Ни один правитель не может делать всё, что ему вздумается. Он должен учитывать интересы разных группировок и кланов как внутри его страны, так и за её пределами. Мне представляется, что позиции Токаева были довольно слабы даже после прямого военного вмешательства России в прошлом году.
Ему приходилось лавировать и искать компромиссы, а порою и просто делать вид, что проводит антироссийскую политику просто ради сохранения своей власти. Но все эти манёвры затевались не ради самих манёвров, а для упрочения собственных позиций. Видимо, в этом году он набрал достаточный вес, чтобы проводить более самостоятельную политику, отсюда эти кадровые перестановки и заявления.
Второй вариант можно назвать театральным. То есть имело место некое представление, игра. Но если в первом случае главным зрителем были внутренние силы, то во втором — внешние. Всё-таки вступать в открытую конфронтацию с Западом Казахстану было опасно, поскольку это не его весовая категория. К тому же его экономику фактически контролировали западные компании, а в стране было полным-полно западных НКО, которые тоже могли доставить много неприятностей.
Но Запад очень любит верить в то, что хочет, потому никакой проблемы убедить его в преданности Казахстана западным интересам не существовало. Его политики и бизнесмены просто заявили, что хотят денег, и не желают проблем из-за России, во что Вашингтон с Брюсселем радостно поверили. Ну а для дополнительной достоверности в Казахстане дали на некоторое время волю националистам, да ёщё прогнулись под требования соблюдать антироссийские санкции. В результате Запад поверил, что формирует в подбрюшье России ещё один антироссийский очаг напряжённости, но это ему лишь показалось.
Ещё раз повторю — это всего лишь версия. Но она довольно хорошо объясняет индифферентное отношение России к казахским вольностям. Опять же, эта статья не призыв восторгаться нашими властями и спецслужбами, провернувшими такой трюк.
Возможно, что никакого трюка-то и не было. Но когда в следующий раз вы услышите, что Россия умеет только утираться — просто задумайтесь о том, что за видимым всегда есть нечто скрытое от наших глаз, и что наши давно играют тоньше, чем Запад.
Потому сегодняшнее «поражение» и «позор» завтра могут обернуться фантастической победой России. Ведь так уже бывало, и не раз.