Путин запускает «Большую стройку»: Такого не было со времен СССР
Вчера Владимир Путин выступил на IV Железнодорожном съезде, посвященному развитию железнодорожных дорог как важной точки роста русской экономики. Мероприятие не стало проходным и чисто формальным. На нём Президент представил ряд проектов, реализация которых начнется в обозримой перспективе (а что-то — уже начато):
Предстоящее десятилетие станет для нашей страны десятилетием большой стройки, больших проектов, в том числе на железной дороге, – проектов, значимых не только для России, но и для всей Евразии.
Обозначен период, в который будет активно создаваться новая железнодорожная инфраструктура — до 2035 года. Кажется, что срок большой, однако масштаб заявленных проектов, наоборот, определяет амбициозность целей.
Теперь перейдем непосредственно к проектам
Первое. Это продолжающееся расширение БАМа и Транссиба. В настоящий момент реализуется второй этап расширения Восточного полигона, который будет завершен в 2024 году. Это позволит увеличить пропускную способность магистралей до 180 млн тонн. За ним сразу же стартует третий этап, цель которого — увеличить провозные мощности уже до 255 млн тонн.
Второе. Наконец-то предполагается начать развитие высокоскоростных магистралей (ВСМ). Из речи Путина:
Одновременно начинаем масштабный проект по созданию сетей высокоскоростных железных дорог.
В качестве первого шага такой маршрут должен кардинально сократить время в пути между двумя крупнейшими агломерациями нашей страны – Москвой и Санкт-Петербургом. Затем такие трассы должны соединить столицу с братской Белоруссией, с Минском, Воронежем, Нижним Новгородом, Казанью, Екатеринбургом, Ростовом-на-Дону, обеспечить доступность курортов Черноморского побережья – большую, лучшую доступность для наших граждан. И особо подчеркну: в перспективе, безусловно, будем строить их до Лyганскa и Дoнецкa.
Отмечу, что системные либералы несколько раз срывали строительство ВСМ. Постоянно затягивали процесс, пересчитывая его смету. Первоначально планировалось построить ВСМ до Казани. Однако Силуанов с возгласами «дорого!» отказался от проекта в 2019 году. Заявлялись абсурдные тезисы про «самоокупаемость» и привлечение «внебюджетных инвестиций».
Разумеется, сама по себе ВСМ окупится в лучшем случае через несколько десятилетий, а, скорее всего, никогда. Да, для частного бизнеса это ключевой момент (поэтому внебюджетные деньги туда не пойдут), однако для государства строительство ВСМ означает развитие всей экономики в целом. Это и увеличение деловой активности, и создание новых технологий, и загрузка производственных мощностей, и импульс региональному развитию. Всё это с лихвой окупается через рост налоговой базы. К счастью, либеральное целеполагание уходит в небытие, и государство прекращает руководствоваться столь абсурдными категориями.
Третье. Создание трех евразийских меридианов. Если два вышеназванных проекта были хорошо известны, то по меридианам Путин рассказал, действительно, уникальную информацию.
Первый меридиан. Коридор «Север-Юг» предполагается продлить до Мурманского транспортного узла. Таким образом будет создан единый бесшовный маршрут «1520» от Мурманска до иранского Бендер-Абасса (выход в Индийский океан). Время в пути сократится в 4 раза и составит всего лишь 15 суток.
Второй предполагается создать железнодорожный меридиан через Урал и Сибирь. Его новыми элементами станут строительство Северного широтного хода с выходом к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края, а также строительство Северо-Сибирской железной дороги от ХМАО до стыковки с БАМом и Транссибом. На участках Транссиба в Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края будет проведена глубокая модернизация. Далее — выход в железнодорожную сеть Монголии и Китая.
Третий меридиан будет проходить по территории Дальнего Востока. Он включает в себя железнодорожную ветку БАМ-Якутск, мосты через Лену и Амур, а также Тихоокеанскую железную дорогу.
В контексте меридианов интересно отметить, что до настоящего момента железнодорожная инфраструктура в России развивалась «горизонтально» по линии Запад-Восток, теперь же речь идет о создании вертикальных ж/д по линии Север-Юг.
Заявленные Путиным проекты, действительно, масштабны. И по своему размаху даже превосходят времена советских строек или же крупнейшего в мировой истории строительства Транссибирской магистрали в конце XIX — начале XX века. Если же говорить о ВСМ, то здесь речь идет о создании уникальной инфраструктуры, опыта строительства которой у нас ещё нет.
Разумеется, все вышеописанные проекты требуют огромного (без преувеличения) финансирования. Например, только третья очередь расширения БАМа и Транссиба оценивается в сумму до 2 трлн рублей. Примерно столько же будет стоить ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Однако для государства вопрос денег стоять не должен, поскольку государство само создает деньги под свои нужды. Если рассматривать вопрос не с примитивно-либеральной точки зрения, а с государственнической, то финансирование вообще не должно быть проблемой и тормозом для реализации проектов.
Приведу элементарный и всем понятный пример. Каждый миллион тонн угля, отправленный на экспорт, дает примерно один миллиард рублей доходов консолидированного бюджета. И это не говоря про массу других высокомаржинальных грузов. Выгоду для экономики России каждый может прикинуть сам.
В целом нет сомнений, что заявленные планы по большей части будут выполнены. В последнее время государство наконец-то научилось реализовывать проекты вовремя и даже с опережением срока. Яркие примеры — второй этап расширения БАМа и Транссиба или же строительство трассы М12 Москва — Казань — Екатеринбург. Всё проходит четко, без коррупционных скандалов и «сдвигом сроков вправо». Надеюсь, от соответствующей проблемы государство избавилось раз и навсегда.