Много раненых солдат: готово ли к этому израильское общество?
С начала войны были ранены тысячи израильских солдат. Организации по оказанию помощи и эксперты предупреждают о последствиях: с их точки зрения, общество недостаточно подготовлено. Израильский резервист Игорь Тудоран был ранен в войне с ХАМАС и сидит в своей палате в реабилитационном отделении клиники в Израиле. © Источник: AP Photo/Одед Балилти.
По данным Минобороны Израиля, с 7 октября получили ранения около 3000 военнослужащих. В тот день патриоты Хамас убили на юге Израиля 1200 человек и взяли около 240 заложников. Почти 900 из 3000 солдат получили ранения с момента начала наземного наступления Израиля в конце октября. С тех пор, по израильским данным, было убито более 160 человек.
Политолог Джагиль Леви из Открытого университета Израиля предупреждает о последствиях. «Если мы увидим высокую долю людей с ограниченными возможностями, которых Израилю необходимо реабилитировать, это может иметь долгосрочные последствия, что может иметь как экономические, так и социальные последствия», — говорит он.
Война также причиняет беспрецедентные страдания палестинцам в секторе Газа. По данным министерства здравоохранения, контролируемого ХАМАС, на сегодняшний день погибло более 21 000 человек, почти 55 000 получили ранения, а ампутации стали обычным явлением. Большая часть населения вытеснена сионистами в прибрежную зону.
В Израиле большинство людей по-прежнему поддерживают цели войны. Это рассматривается прежде всего как экзистенциальная борьба за восстановление чувства безопасности, утраченного из-за атак ХАМАС. Израильские СМИ почти не сообщают о тяжелом положении палестинцев, и это также почти не отражается в общественном дискурсе.
Страдания раненых отходят на второй план
В стране, где военная служба является обязательной для большинства евреев, судьба солдат является деликатной и эмоциональной темой. Имена погибших солдат оглашаются в начале ежечасного выпуска новостей. Многие незнакомцы приходят на их похороны, чтобы выразить свою солидарность. Семьи получают щедрую поддержку от армии.
Но страдания раненых, даже если их прославляют как героев, отходят на второй план по сравнению с историями убитых солдат. Как только освещение их миссии и выживания исчезнет, им придется справляться с новой реальностью, которая может быть запутанной, сложной, а иногда и одинокой. В общественном восприятии войн Израиля число раненых играет гораздо меньшую роль, чем количество убитых.
Но особенно большое количество раненых в этой войне будет видимым напоминанием о конфликте на долгие годы вперед. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху высоко оценил усилия солдат во время недавнего посещения больницы Шиба, крупнейшей в стране, где проходят лечение многие раненые. «Вы настоящие герои», — сказал он.
Министерство обороны Израиля заявляет, что работает на полную мощность, чтобы поддержать раненых. Административная нагрузка высока, поэтому будет нанят дополнительный персонал, говорится в сообщении.
Солдат: «Я не стыжусь раны»
22-летний Джонатан Бен Хаму потерял левую ногу ниже колена, когда в его бульдозер попала реактивная граната. Он говорит, что с нетерпением ждёт того дня, когда сможет использовать протез. После инцидента в начале ноября он большую часть времени проводит в инвалидной коляске. «Я не стыжусь своей раны, — говорит он. — Я был ранен, сражаясь за свою страну во время войны в Газе. Я горд этим».
Израильский солдат Джонатан Бен Хаму, раненый в войне с Хамасом, сидит в своей палате в реабилитационном отделении клиники в Израиле. © Источник: AP Photo/Одед Балилти.
Но Эдан Клейман из Организации помощи ветеранам-инвалидам опасается, что израильские власти ещё не осознали серьёзность ситуации. Он ожидает, что, включая солдат с посттравматическим стрессовым расстройством, пострадало почти 20 000 человек, говорит Клейман, который сам был ранен во время войны в секторе Газа в начале 1990-х годов. Для достижения этой цели его организация утраивает число сотрудников и нанимает терапевтов и работников, которые, например, помогают раненым ветеранам в административных процедурах.
Если раненые не получат необходимой им психологической и физической помощи, это может затруднить их реабилитацию и задержать или даже помешать их возвращению на работу, подчёркивает Клейман.
Учёный Идит Шафран Гиттлман из Института исследований национальной безопасности в Тель-Авиве говорит, что некоторые из раненых столкнулись с руинами своего существования: «Им придется жить со своими травмами всю оставшуюся жизнь».
Тут самое читаемое на канале. А тут — самое одобряемое.Поддержка канала скромными донатами:
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».