«Наилучший период истории Афганистана – это период правления Наджибуллы»
Несколько лет назад остановилось сердце ветерана советской разведки Валерия Ивановича, Самунина ведущего эксперта Центра исследования критических ситуаций, кандидата исторических наук. Перед кончиной он успел дать интервью о событиях в Афганистане и вокруг него, и о личности доктора Наджибуллы в истории этой многострадальной страны.
Валерий Иванович, расскажите о себе. А начнем беседу с вопроса, что же, по вашему мнению, могло заставить руководство СССР, боявшегося политических скандалов, и особенно военных скандалов, пойти на ввод наших войск Афганистан?
Долгое время, мне довелось работать в Афганистане, и я считался очень квалифицированным специалистом по афганской тематике…
Как известно, после Бабрака Кармаля у руля Афганистана встал Наджибулла. Мог ли он, по Вашему мнению, нормализовать политическую и экономическую ситуацию в своей стране и закончить развязанную Амином гражданскую войну?
Наджибулла был охранником у Бабрака Кармаля, и когда проходил первый съезд Народно-Демократической Партии Афганистана, то он отвечал за безопасность делегатов этого съезда. Надо отметить, что он был очень физически крепок и развит, и поэтому его, когда он учился на медицинском факультете Кабульского университета, прозвали Наджибо-ган – Наджиб-бык, и именно поэтому его ворвавшиеся (в 1996 году) в Кабул талибы (запрещены в России) подвесили на крюк для скота.
Отец Наджиба Ахтар-Мухамад был весьма уважаемым человеком, выходцем из племени Ахмадзаев, и при короле Ахтар-Мухамад был своего рода «торгпредом» в полосе (приграничных с Пакистаном) независимых племён. Но что-то там случилось и его уволили. А при приходе к власти в Афганистане Дауда, отца Наджибуллы опять назначили на прежнюю должность торгпреда, но на самом деле Ахтар-Мухамад занимался там другой работой, он устанавливал контакты с руководством пуштунских племен, после чего ставил перед ними какие-то задачи, чтобы они на территории Пакистана работали в пользу Афганистана.
А когда Наджибулла и его брат включились в революционную работу, они стали парчмистами. Однажды с ними приключился такой забавный случай, когда они оба во время демонстрации шли по дороги в сторону Баграма и скандировали лозунг «Смерть лысой собаке», имея в виду короля Афганистана. По дороге следования демонстрации недалеко от Наджибуллы и его брата остановилась машина, открылась ее задняя дверь, из нее показался король Афганистана, который был хорошо знаком с их семьей, он погрозил им пальцем…
Судьба Наджибуллы стала развиваться так. С начала своей политической деятельности он был кадром – это член партии, потом член ЦК их партии, затем секретарь ЦК партии, а затем шёл чин Генерального секретаря ЦК. А на тот период истории, о котором у нас с вами пойдет речь, Наджибулла был кадром, а это была весьма высокая должность на иерархической лестнице Народно-Демократической партии Афганистана.
А когда он женился на представительнице королевского рода Мухамедзаев, за что Кармаль исключил его из партии, то Наджиб пошел к создателю и совести Народно-Демократической партии Афганистана Хайдару, и просил у него защиты, указывая на то, что с ним поступать так, как поступил с ним Бабрак, нельзя!
Хайдар пошел с Наджибуллой к Кармалю и стал просить о восстановлении Наджиба в НДПА, но Кармаль отказался простить такой, на его взгляд, серьезный проступок. Он даже предложил Хайдару написать письмо в руководство «Парчама», что его члены не имеют права жениться на представительницах королевской семьи или буржуазии. Но всё же Наджибулла вымолил, при очень сильном унижении, у Кармаля его прощения и так же свое восстановление в НДПА. И этот случай сыграл ключевую роль в их отношения, потому что афганец, которого унизили до того, что он вынужден был кого-то умолять или перед кем-то встать на колени, никогда этого в течение всей своей жизни не забудет.
А того, кто его унизил, он не простил до конца своей жизни, поэтому-то и Наджибулла всю свою жизнь относился к Кармалю с обидой!
По Вашему мнению, это обида могла сыграть свою роль при замене на руководящей должности Афганистана Кармаля на Наджиба?
Когда в Москве проходил двадцать седьмой съезд КПСС, Бабрак Кармаль в качестве почётного гостя присутствовал на нем и проникся его атмосферой. Прослушал речь Михаила Горбачева, и как человек не глупый, он очень глубоко во все вникал, и после этого, в разговоре с кем-то из сотрудников Международного отдела ЦК КПСС сказал, что Горбачев не коммунист, он в партии чужой и что от него надо избавиться!
И эти слова Бабрака Кармаля дошли до самого Горбачева, на что тот сказал, что товарищ Кармаль, видимо, болен и ему, если он такие вещи говорит, надо серьёзно лечиться! После чего, товарища Бабрака Кармаля вывозят из Афганистана и помещают в поселок Серебряный бор, где он сидел по сути дела под домашним арестом.
После этого перед руководством нашей страны встает вопрос, кто же заменит Бабрака Кармаля. МИД СССР как-то устранился от этого вопроса, военное ведомство тоже не могло подобрать какую-то кандидатуру на место Кармаля. В это время в Афганистане было большое представительство КГБ СССР, а Наджиб, как Вы знаете, возглавлял Службу Государственной Безопасности Афганистана – ХАД, и работал бок о бок с генералами, которые были представителями КГБ СССР в Афганистане. Сначала это был Воскобойников, потом Калягин, и они сделали заявления, что кроме Наджиба, никто не сможет возглавить Демократическую Республику Афганистан.
По-Вашему, кто из представителей КГБ СССР в Афганистане мог так сильно лоббировать интересы Наджибуллы?
За назначение Наджибуллы выступал Воскобойников, после его отъезда в Москву, за кандидатуру Наждиба выступил и Калягин.
Получилось так, что поскольку я хорошо знал семью Наджиба, то мне и ещё одному генералу КГБ поручили, и мы без выходных, десять дней писали психологический портрет Наджиба на тридцати листах. И я могу вам сказать, что, когда ему из Москвы предложили занять пост главы Афганистана, то он сразу согласился и стал председателем Революционного Совета Народно-Демократической партии Афганистана.
А председатель КГБ ССР Владимир Александрович Крючков был среди лоббистов интересов Наджиба?
Я думаю, что он хорошо знал его, но прислушивался к мнению представителей КГБ СССР в Афганистане: Воскобойникова и Калягина, тех, которые прекрасно знал Наджибуллу и работал с ним бок о бок в Афганистане.
Что же из себя, как человек, как государственный деятель и лидер своей страны, представлял доктор Наджибулла? Так его прозвали товарищи во время его революционной деятельности, поскольку он учился на медицинском факультете Кабульского Университета. Насколько обоснованы утверждения о нём как о «кровавом диктаторе», полностью зависимом от воли Москвы?
Никогда Наджибулла не был кровавым диктатором своей страны! Он смог стабилизировать экономическую обстановку в Афганистане, снизив налоги на доходы дехкан, торговцев разными товарами и едой, как бы сейчас сказали у нас в стране, представителям среднего бизнеса, что дало возможность ему развиваться.
При нём так же стала развиваться программа образования, и очень много детей из не самых богатых семей Афганистана пошли учиться в школы и в Университет Кабула, где уже преподавали не только педагоги из СССР, но и сами афганцы.
Первым его указом политической программы национального примирения была объявлена амнистия сидящим в тюрьме Чархи родственникам Хафизулы Амина, которые смогли беспрепятственно уехать из страны.
Наджибулла был пуштун, как и Тараки, но он был из бедной семьи, в то время как Наджиб происходил из аристократического и богатого рода, в связи, с чем его признали и пуштуны, чьи племена всегда имели очень большое влияние на то, что происходило, как внутри Афганистана, так и за его границей.
А, чтобы мне не быть голословным, я приведу такой пример из моей сегодняшней жизни: недавно ко мне в гости в Москву приезжали афганцы-пуштуны (причем Ахмадзаи), так они мне сказали, что самый лучший период из истории Афганистана был период, когда страной правил Наджибулла!
В частной беседе со мной Владимир Александрович Крючков рассказал мне о своём докладе, сделанном им на Политбюро незадолго до вывода наших войск из Афганистана в 1989 году. Ранее он и руководитель ПГУ Разведки КГБ СССР, Л. Шебаршин совершили поездку в Афганистан, для сбора сведений о настроении племен и о том, к каким последствиям приведет непродуманный и быстротечный вывод наших войск.
Выступая перед высшим руководством нашей страны, Владимир Александрович заявил, что только существования в Афганистане режима Наджиба может стать заслоном на проникновении к нам в страну, на территорию среднеазиатских республик СССР, националистических и террористических банд-формирований. Иначе, по его словам, ситуация в Средней Азии и в Закавказских республиках СССР после проникновения в них из Афганистана бандформирований может дойти до гражданской войны, и чтобы этого не допустить предлагалось поддержать Наджибуллу деньгами, оружием, военной техникой и горюче-смазочными материалами.
Вы согласны с этим докладом?
Крючков был абсолютно прав.
…А когда я спросил его, а не могла ли помощь националистам в Среднеазиатские республики СССР идти через Иран, или Ирак, он ответил – нет. По той причине, что лидер Ирака Садам Хусейн очень зависел от военных поставок из СССР, а Хомейни понимал, что только руководство СССР может удержать, Саддама Хусейна от нападения на Иран. По этой причине не хотел накалять отношения с руководством нашей страны. Вы, как арабист, согласны с этим его предположением?
Не совсем, потому что Ирак на первом этапе, по крайней мере, когда моджахеды воевали ещё против Амина, и ещё во времена их войны с Кармалем, Ирак им всё же оказывал кое-какую помощь. А иранцы, приняли большое число беженцев из Афганистана. Когда я работал в Иране, это уже был 1982 год, то видел, что они болезненно отнеслись к вводу наших войск в Афганистан. На стороне моджахедов они не воевали точно, но принимали беженцев, помогали ним. Но я не думаю, чтобы они оказывали какую-то помощь, материального или военного плана, в том числе по причине шиитско-суннитских разногласий.
Тогда Владимир Александрович прав, говоря, что, когда в Афганистане, после ухода наших войск на его территории обосновались те, кто разгромил режим Наджибуллы, в Средне — Азиатские и Закавказские республики СССР хлынул поток анти-советских группировок, доведших дело и в Ферганской долине, и в Тбилиси, 1989 году, до межэтнических, кровавых столкновений?
Да, тогда так и произошло, все, как было описано в том докладе председателя КГБ СССР Крючкова. Как там говорится, он пытался убедить первого президента СССР Горбачёва, что США опять обманут нашу страну и после ухода наших войск помощь США душманам только возрастет, но Горбачев, как всегда, покивал головой и ничему не внял.
Как Вы считаете, почему?
Я думаю, что на тот момент, у него была какая-то своя схема развала Союза Советских Социалистических Республик, и готова схема уничтожения Советского государства.
И когда я был переводчиком на одной из встреч с представителями иранского президента Рафсанджани, иранцы предложили представителям СССР поставить в Иран военную технику, БМП и грузовики, танки и прочее – словом, всё то, что наша страна по договору с США должна была уничтожить. Представители Рафсанджани предлагали за эту технику двадцать миллиардов долларов, причём нам был обещан перевод денег в том виде, в каком мы хотим, хоть наличными в кейсах, и мы в тот же день отправили телеграмму лично Горбачеву, а он сказал – нет.
Между тем, на эти двадцать миллиардов долларов в то время можно было поднять всю экономику СССР.
Если мы заговорили о тех трагических временах, когда руководство СССР просто сдавало на милость американцев своих союзников, Вы согласитесь с одним из руководителей Международного отдела ЦК КПСС, заявившего мне, что ставка в Афганистане на Наджибуллу была ошибкой руководства СССР. Как он предлагал Андропову, надо было поддержать Ахмад-Шаха Масуда, естественно, прикормив его оружием и деньгами. И тогда, дескать, Масуд, смог бы справиться со всей непримиримой оппозицией – с Гайлани, Раббани, Хекматиаром?
Я не думаю, что он прав. Во-первых, у Ахмад-Шаха Масуда не было партии, он опирался на каких-то своих пандшерских боевиков и соплеменников. Кроме того, он не был просоветски настроен. Вспомните, сколько он воевал с нашей армией. И хотя он хорошо знал советских людей, поскольку в своё время учился в Политехническом институте, где, кстати, учился и я, но он все же был одним из руководителей самого крупного бандформирования моджахедов.
Ведь, когда с ним вели переговоры представители СССР, и попросили его дать нашей армии выйти, он ответил – если будете уходить, идите спокойно…
А когда, по Вашему мнению, началось предательство Наджибуллы, когда его режиму отрезали поставки столь необходимых горючки и оружия с боевой техникой?
Это, по-моему, началось при Горбачеве, хотя заметьте, что Наджиб продержался после вывода наших войск в 1989 году ещё три года…
Горбачёв пришел к власти в 1985 году, и при его пребывании у власти всего два года шла разного вида помощь Афганистану, а потом он её практически свернул, пойдя на вывод войск.
И после вывода советских войск с территории Афганистана, экономическая военная помощь Афганистану прекратилась…
В чём же, по Вашему мнению, сила талибов?
В том, что эта структура была создана, как сетевой маркетинг. Талибов только в Пуштунистане, в медресе насчитывается полторы тысячи, а это значит в каждом медресе, их можно насчитать, пусть по пятьдесят талибов, и все они связаны между собой, это получается целая сеть, готовая действовать организационно.
Во-вторых, их поддерживали США и Пакистан, потому что главным вопросом талибов в Афганистане являлся вопрос о линии Дюранда. Она разграничивала пуштунов афганских от пуштунов пакистанских, вот английский полковник Дюранд провёл линию и разделил пуштунов пакистанских и афганских.
И теперь получается, что главным вопросом в Афганистане всегда был вопрос о линии Дюранда и присоединении Пуштунистана к территории Афганистана!
Чтобы объединить один народ, живущий в равном количестве сил, десять миллионов человек по одну строну и десять миллионов по другую сторону…
Кто, по Вашему мнению, устраивал взрывы и атаку на небоскребы в Нью-Йорке в 2001 году?
Я больше из всех опубликованных в СМИ версий доверяю тому, что это устроил сам тогдашний президент США Д. Буш, с его ведома это могла сделать Служба Личной Безопасности президента США. Ну скажите мне, кто может поверить в то, что где-то в машине находят в Коране инструкцию, как управлять самолётом. На кого рассчитаны такие глупости в виде доказательств, а почему же самолет полетел так, что врезался в небоскребы, да потому что, естественно, что он действительно летел на автопилоте! А Агентство Национальной Безопасности США, и может спокойно войти в любую систему бортовых компьютеров и отключить их и, заблокировав ручное управление воздушным бортом, направить самолет в нужном ей направлении, на любую цель любого города США.
…Возвращаясь к вашему вопросу о талибах, я хочу сказать, что их сила, как мне рассказывали те, кто приезжал ко мне из Афганистана, была в том, что, когда они приходили в какое-то село, то они сразу начинали создавать школы, больницы, раздавать деньги людям. И поэтому люди к ним тянулись, талибы, люди из крестьянской среды, которые хорошо знают жизнь Афганистана, и они близки к простому человеку, люди из народа и за народ. В связи с этим, сейчас восемьдесят процентов территории Афганистана находятся под властью талибов, хотя и американцы там еще присутствуют.
Большое спасибо Вам, Валерий Иванович, за это интереснейшее интервью и разрешите пожелать Вам здоровья и всяческого благополучия.
Беседу провел Игорь Латунский