Готовится большой передел. В чьи руки попадёт «Яндекс» и причем здесь национализация?
На днях (а, именно, 28 декабря) стало известно, что в специальном административном районе (САР) в г. Калининград зарегистрирована международная компания акционерного общества (МКАО) «Яндекс». Ранее, 25 декабря, Центробанк объявил о регистрации выпуска обыкновенных и привилегированных акций МКАО «Яндекс», которые, очевидно, станут преемниками ныне обращающихся депозитарных расписок нидерландской Yandex N.V.
Ожидается, что в первом квартале (максимум — в первом полугодии) сделка по смене собственника и возвращению «Яндекса» в Россию будет завершена. На калининградское юридическое лицо будет переведен практически весь бизнес «Яндекса», начиная от поисковика, заканчивая сервисом такси.
Однако помимо всем известных направлений, российский (скоро и де-юре) IT-гигант реализует множество других проектов. Это и искусственный интеллект, и беспилотники, и облачный бизнес, и финтех, и многое другое. Если смотреть исключительно с профильной точки зрения, то уверенно можно сказать, что «Яндекс» вносит наибольший вклад среди всех компаний в технологическое развитие русской экономики. И конкурентов у него здесь нет. Разве только по отдельным направлениям.
Тем не менее идеологическая политика компании до настоящего момента являлась умеренно либеральной и глобалистской. Все самые худшие леволиберальные практики, которые можно было тащить с Запада, «Яндекс» тащил не задумываясь. Проявлялось это как во внутренней кухне компании, где патриотам и государственникам было нереально пробиться на руководящие должности, так и в информационной политике. Думаю, многие помнят, как «Яндекс» искусственно в блок «Новости» протаскивал либеральные и оппозиционные СМИ.
До сих пор в своих отчетностях «Яндекс» жалуется на «сложные времена»:
Текущая геополитическая напряжённость и её влияние на российскую и мировую экономику создали исключительно сложные условия для нашего бизнеса, команды и акционеров
То, в каких «сложных» условиях работает компания, можно прекрасно видеть на динамике финансовых результатов. Так, уход и закрытие западных онлайн-площадок обеспечил «Яндексу» значительный рост выручки. Например, до 2022 года доля российской IT-компании на рынке интернет-рекламы составляла 40-45%, а сейчас, после сворачивания рекламы от Google, порядка 75%.
По итогам 2021 года выручка «Яндекса» составила 356 млрд рублей. В 2023 году только за три квартала показатель уже равен 550 млрд (+54%!). По году будет не менее 700 млрд, а в 2024 году цифра уйдет далеко за триллион. Действительно, «сложные» условия.
Впрочем, переезд «Яндекса» из Голландии в Россию должен положительно сказаться и на идеологической политике. Тем более, основным покупателем называется главный бенефициар «Норникеля» Владимир Потанин, который не любит общественно-политических скандалов, связанных с его бизнесом, и всю либеральную самодеятельность «креативщиков» из менеджмента пресекает на корню.
Яркий пример — Тинькофф Банк, который после приобретения структурами Потанина перестал попадать в общественные и политические скандалы. Спокойно работает, бизнес растет, клиентам нравится. Плюс в начале следующего года Тинькофф Банк также намерен переехать с Кипра в Россию.
Некоторые сейчас заведут старую шарманку о том, что «олигарху» отдают крупный актив. Однако такие разговоры являются популизмом.
Во-первых, не отдают, а Потанин (и другие будущие акционеры?) покупают. Дойдут ли деньги до Воложа или будут заморожены на счетах типа «С» — уже вопрос к государству (к сожалению, думаю, что будет первый вариант).
Во-вторых, текущее законодательство и так позволяет осуществлять полный контроль над деятельностью компании, а для бюджета существенной суммы (при национализации) «Яндекс» не сгенерирует, так как вкладывает практически весь денежный поток в инвестиции. Да и, к тому же, у государства уже есть VK. Хотя эксперимент с внешним управлением, не исключаю, мог бы показать результат. Но нет, так нет.
В любом случае, развитие означает, что следующий этап лучше предыдущего. «Яндекс» при Потанине и других акционерах, зарегистрированный в России, — это лучше, чем «Яндекс» при Воложе, зарегистрированный в Нидерландах.
А государству необходимо учиться работать во всех высокотехнологичных секторах, как когда-то научились работать в самолетостроении, нефтегазе, логистике, инфраструктуре и т.д. IT-сектор уже стремительно монополизируется. Пока что еще не в части разработок, а в части выпуска конечного продукта. И когда эффект от централизации отрасли будет превышать выгоды от децентрализации, то необходимо, чтобы квазимонополистом стало государство через свои госкомпании. Но это уже следующий этап.