Конец гегемонии доллара. Путин обозначил главную цель БРИКС
В 2024 году Россия становится председателем БРИКС. И это далеко не формальный пост, суть которого заключается исключительно в организации соответствующих мероприятий. Именно страна-председатель задает основную повестку объединения. Сегодня на сайте Президента России было опубликовано обращение Владимира Путина к участникам БРИКС и всем сторонникам объединения. Российский лидер обозначил то, чем будет заниматься наша страна на посту председателя альянса. И цели поставлены весьма амбициозные.
Во-первых, следует обратить внимание на девиз, который предлагает Россия на 2024 год: «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». Отмечу, что глобальный — не равно глобалистский. То есть, Россия видит БРИКС как организацию, выражающую интересы многополярного мира. Каждого из его макрорегионов.
Деградация ООН является абсолютно закономерным процессом, поскольку миропорядок, оформленный по итогам Второй мировой войны перестал существовать. По итогам текущей войны, которая уже идет в ряде регионов, а в других рано или поздно начнется, окончательно оформится новый мировой порядок. Система макрорегионов или же многополярный мир (кому как больше нравится). Именно БРИКС станет новой наднациональной организацией, отстаивающий интересы многополярного мира.
В настоящий момент формируется Совет безопасности ООН БРИКС, состоящий из десяти членов: Россия, Китай, Индия, ЮАР, Бразилия, Эфиопия, Египет, Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия. Часть из этих стран являются лидерами создаваемых макрорегионов. По мере развития ситуации на Ближнем Востоке станет понятно, сможет ли Иран получить необходимые для формирования своего макрорегиона геоэкономические и геополитические ресурсы, либо войдет в состав российского, прообразом которого является ЕАЭС.
Саудовская Аравия вскоре определится, войдет ли в состав китайского макрорегиона, либо постарается совместно с ОАЭ сформировать собственный. Впрочем, шансов здесь немного. Эмираты рассматриваются участниками БРИКС в качестве будущей тихой гавани («Швейцарии»). Да и соответствующих амбиций у Абу-Даби нет. Отмечу, что Аргентина могла бы совместно с Бразилией принять участие в создании южноамериканского макрорегиона, однако несколько дней назад американская марионетка Хавьер Милей направил письма Владимиру Путину и Си Цзиньпину об отказе присоединиться к организации.
Что же, тем хуже для Аргентины. Если сейчас у Буэнос-Айреса была возможность стать «акционером» южноамериканского макрорегиона, то теперь Бразилиа будет делать это самостоятельно. А Аргентина рано или поздно все равно в него войдет, только теперь на правах рядовой страны.
Если с «Совбезом» БРИКС всё более-менее понятно, то до настоящего момента был вопрос: что делать с другими странами, которые хотят войти в БРИКС? Таковых несколько десятков и, разумеется, вышеперечисленные страны не хотят лишаться своего уникального предложения. Россия здесь предлагает следующий вариант:
И конечно, будем учитывать готовность многих других стран, а их насчитывается порядка трёх десятков, подключиться в том или ином виде к БРИКС, к его многоплановой повестке дня. Для этого активно займёмся проработкой модальностей новой категории государств – партнёров БРИКС
Таким образом, создается двухуровневая система. Первый уровень — десять стран «Совбеза», существующие и потенциальные лидеры своих макрорегионов. Если кто-то заявит амбиции на формирование своего макрорегиона и покажет результат, то также вполне сможет стать полноправным участником БРИКС. На втором уровне уже будут страны-партнеры («Генеральная Ассамблея»). В общем, конструкция вырисовывается понятная.
И, наконец, главный вопрос. Реализацию каких практических проектов будет продвигать Россия в качестве председателя БРИКС? Владимир Путин дает ответ:
Будем способствовать практической реализации Стратегии экономического партнёрства БРИКС до 2025 года и Плана действий по инновационному сотрудничеству на 2021–2024 годы, обеспечению энергетической и продовольственной безопасности, повышению роли БРИКС в международной валютно-финансовой системе, развитию межбанковской кооперации и расширению использования национальных валют во взаимной торговле
Здесь прямо не сказано о создании единой валюты БРИКС. Впрочем, говорить именно о валюте было бы не совсем корректно, поскольку альянс обсуждает создание расчетной единицы. Отличие заключается в том, что единая валюта для всех стран — условный евро, который является платежным средством как для корпоративного сектора, так и для граждан в любой стране Еврозоны. Расчетная единица же в текущем понимании используется исключительно во внешнем контуре. Её главная задача — стимулирование расчетов в национальных валютах, хотя в перспективе она также может стать валютой для внешнеторговой деятельности.
Для понимания приведу пример. Известно, что у России имеются проблемы при торговле в национальных валютах с Индией. Главная причина — огромный дисбаланс в торговом обороте, где более 90% приходится на наш экспорт и менее 10% на индийский импорт в Россию. При существовании расчетной единицы БРИКС рупии можно было бы перевести в эту расчетную единицу и далее свободно вывести за контур индийской экономики. Оставить на счете в Новом банке развития БРИКС, либо конвертировать в рубли/юани/дирхамы. Без разницы. Создание и функционирование единого клирингового центра все вопросы закроет.
Для чего нужно «усложнять», когда можно перевести расчеты в юани? Вообще-то суть БРИКС как раз в деглобализации и формировании системы макрорегионов, а не в замене доллара на юани и США на Китай.
Если все вышеописанное будет реализовано, то Бреттон-Вудской системе, без преувеличения, придет скорый конец. Процесс её деградации и так идет полным ходом, что подтверждают и статистические данные. Однако задача не только в том, чтобы её обрушить, но и создать функционирующие механизмы, которые выражают интересы мирового большинства, а не работают на англосаксов.
В общем, 2024 год станет для БРИКС не менее (а может — и более) интересным, чем 2023. В октябре в Казани состоится саммит БРИКС. К этому моменту все решения будут подготовлены. Посмотрим, как планы России будут реализованы на практике.