Польша замерзает без России. Новый энергетический скандал «взбудоражил» поляков
Очередное доказательство того, что «санкции санкциями, а зима по расписанию», поступило из Польши — там разразился серьезный скандал, взбудораживший общественность.
Продолжаем подводить политические и экономические итоги ушедшего 2023 года.
Польша осознала тяжесть от европейских санкций против России, и на различных уровнях введенные ограничения пытаются обойти. Так, на фоне предвыборной борьбы осенью 2023 года в Польше вскрылась интересная экономическая схема, обходящая российские санкции.
Уголь — важный энергетический ресурс
Несмотря на то, что Евросоюз продвигается свою «зеленую повестку» и выстраивает «экологичную энергетику», для некоторых членов все еще важен уголь на получения электричества и тепла. И Польша яркий тому пример.
Эта страна имеет множество собственных шахт, но для обеспечения 100%-х нужд вынуждена закупать «грязный ресурс» в других странах. Так, еще в 2019 году поляки импортировали около 19 млн тонн топлива, более 70% пришлось на Россию. Но после 2020 года Польша демонстративно отказалась от российского угля и предпочла покупать более дорогой уголь у соседей и в Австралии.
Еще в 2022 году премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий отмечал, что стране ежегодно необходимо около 3-4 млн тонн дополнительного угля — именно эти объемы никак не могут покрыть собственные производители.
Вскрылась интересная правда
В ходе предвыборной гонки раскрылась правда, взбудоражившая польских граждан и особенно политиков — часть угля в страну завозилась через порты Щецин, Гданьск и Гдыня из Ленинградской области России, причем корабли шли под флагами нейтральных государств (например, Мальты).
Однако ничего удивительного в этой ситуации нет. Во-первых, санкции введены против кораблей под российским флагом, и только. Что до экипажей с российскими паспортами, то это обычная практика – иметь на борту моряков из разных стран. Иначе говоря, формально никакого нарушения санкций нет.
Однако оппозиция рассказала о российском (есть мнение, что донбасском) происхождении угля, поставляемого из России в Польшу. Всего за год могло быть поставлено различными схемами около 1,5 млн тонн угля из нашей страны — все для обеспечения энергетической безопасности, ведь без данного топлива зимой полякам просто не выжить.
Часть угля могла завозиться через Россию из Казахстана, но зарабатывали на транспортировке российские перевозчики, несмотря на «жесткие» польские санкции. Особенно угольный кризис разгорелся после отказа от поставок из России. Но, как видим, за официальным отказом скрывались хитрые схемы по продолжению закупок российского ресурса высокого качества. При этом сама Россия практически ничего не потеряла от почти полного прекращения поставок, переориентировав экспорт в Азию. А вот Польше, как видим, тяжеловато приходится, особенно зимой.