Столкновения между проиранскими группировками в Ираке
Катаиб Аль-Имам Али наступил Бадру на пятки в Басре во время поминовения Сулеймани / Мухандиса. Как это повлияет на местный баланс сил между ополченцами?
5 января в Басре вспыхнули столкновения на церемонии, посвященной четвертой годовщине смерти Кассема Сулеймани (руководителя иранских сил Кудс, курировавшего всю сеть проиранских группировок на Ближнем Востке) и Абу Махди аль-Мухандиса (убитого вместе с Сулеймани руководителя иракских шиитских ополченцев СНМ; оба погибли от американской ракеты, запущеннной с беспилотник 3 января 2020 г). Группировка боевиков Катаиб аль-Имам Али (КИА) во главе с Алаа аль-Мохаммадави, командующим 40-й бригады Сил народной мобилизации (СНМ), вступила в столкновение с Центральным управлением безопасности СНМ, ответственным за организацию церемонии. На видео видно, как вспыхивает перестрелка, люди бегут с места поминовения и слышны звуки автоматной стрельбы.
(СНМ — зонтичная организация, которая объединяет множество группировок шиитских проиранских ополченцев. Численность СНМ достигает 120 тыс и в будущем должна быть увеличена до 240 тыс. Фактически, это — истинные хозяева Ирака. Ключевую роль в управлении СНМ играют три проиранские группироки — Асаиб ахль аль-Хак, Бадр и Катаиб Хезболла. Ополченцы финансируются Ираном, однако их главный источник средств — правительство Ирака. Впрочем, фактически эти группировки и есть настоящее правительство страны. — Прим.)
Центральное управление безопасности СНМ в Басре возглавляет Джабер Сайед Дагер аль-Мусави, лидер группировки Бадр. Он также является командующим как 7-й-й бригады СНМ, так и морской пехоты СНМ. Кроме того, Бадр контролирует провинциальный офис СНМ в провинции Басра, которым руководит официальный представитель СНМ Абу Махмуд аль-Бадран. Это ведомство опубликовало в социальных сетях аудиоклип, в котором говорилось: «Алаа аль-Мохаммадави и его группа не представляют СНМ и не имеют к ним никакого отношения. Отдел безопасности СНМ подготовил систему безопасности [мероприятия] для обеспечения безопасности церемонии. Группа Алаа пришла туда со своим оружием и попыталась дестабилизировать ситуацию. Служба безопасности СНМ столкнулась с ними лицом к лицу, и на этом все закончилось. Они были арестованы, и теперь против них возбуждены судебные дела».
В другом заявлении СНМ Басры добавлено: «Недисциплинированные силы, которые не являются частью СНМ, начали подстрекать к мятежу толпу, что привело к перестрелке. Эти люди были арестованы. Они следовали за кем-то по имени Алаа аль-Мохаммадави. Все юридические процедуры будут приняты, и мы заверяем вас, что мы не позволим какой-либо группе дестабилизировать ситуацию и втянуть СНМ в мятеж в провинции Басра».
Этот инцидент пролил свет на контроль службы безопасности Бадра в Басре. Сотрудник Центрального управления безопасности СНМ Басры Джабер Сайед Дагер аль-Мусави — сын Сайеда Дагера аль-Мусави, первого командира 7-й бригады СНМ, погибшего в автокатастрофе в Басре в 2019 году. Второй сын Сайеда Дагера, Ахмед, также хорошо известен в политике Басры и вопросах безопасности.
Похоже, что группировку Бадр в этом инциденте решительно поддержал Асаиб Ахль аль-Хак (ААХ), который является самым влиятельным партнером Бадр в рамках координации на национальном уровне, а также ключевым партнером Бадр в бизнесе и коррупции конкретно в Басре. Асаиб Ахль аль-Хак исторически активно вербовал представителей многочисленного шиитского населения Басры (второго по величине иракского города после Багдада) для своего сирийского экспедиционного корпуса, направленного для оказания помощи сирийскому президенту Асаду в 2011-2013 годах, а затем для бригад СНМ (41-я, 42-я, 43-я) с 2014 года.
Социальные сети Асаиб Ахль аль-Хак заняли твердую позицию против КИА и даже включали сообщения с угрозами в адрес основателя КИА, иракского финансиста боевиков по имени Шиба аль-Зайди, который тесно связан с ливанской «Хезболлой».
Однако Алаа аль-Мохаммадави из КИА утверждает, что его организация является подлинным членом СНМ, ставя под сомнение полномочия группы Бадр исключить их.
Алаа аль-Мохаммадави, видный лидер ополчения в Басре, большой кортеж которого регулярно запруживает улицы города, не принял критику безропотно. Shafaq News опубликовали его заявление, в котором говорилось: «Мы сожалеем, что слышим заявления о нас, — заявления, которые лишили нас нашей истории джихада в деле защиты нашей страны, религии, организации и принадлежности к священному СНМ. Мы — джихад, мы — СНМ, и мы — люди сражений. Мы не будем реагировать на тех, кто выступает против нас, если критика идет со стороны наших собственных людей и если она направлена на то, чтобы чтобы защитить репутацию СНМ. Но мы также не согласимся с тем, чтобы нас лишили принадлежности к СНМ».
Катаиб аль-Имам Али (КИА) остается влиятельной группировкой в том, что касается ведения бизнеса, благодаря ее связям с ливанской «Хезболлой». Но организация часто ссорится с другими иракскими группировками из-за своего вялого участия в операциях про-иранской «оси сопротивления» и, также, из-за своей постоянной способности перехитрить другие группировки сопротивления в том, что касается торговых сделок.
Бадр ранее пытался дисциплинировать так называемых «разбойничьих ополченцев» в других районах, — в тех частях Ирака, которые он считает своими сатрапиями, таких как провинция Дияла. Сегодня Центральное управление безопасности СНМ в Басре находится под контролем Бадра, хотя организация СНМ в целом (на национальном уровне) находится под руководством представителя иракской Катаиб Хезболлы Абу Зайнаб аль-Лами (Хусейн Фалих аль-Лами).