История формирования конного полка на Кавказе в 1812 для отправки на помощь в борьбе против Наполеона
Рассекреченные материалы позволяют хоть немного узнать из разных обрывков и сложить историю воедино, но рассказы очевидцев — это наверное самое живое и интересное. Часть из древних сведений порой напоминают своей таинственностью поистине настоящие романы.
Сегодня мы узнаем, как сформировался конный полк на Кавказе, куда вошли, черкесские, кабардинские, закубанские, чеченские всадники и закубанские и северокавказские казаки, которые собирались на помощь в борьбе против предстоявшего нападения наполеоновской Европы на Россию, которое готовилось в 1812 году.
Рассказ довольно краткий, но показался интересным, поэтому расскажу и Вам. Итак где-то примерно в середине весны 1812 года, незадолго до вторжения наполеоновской Европы в Россию, по пыльным улицам на Кавказ мчался личный флигель-адъютант Российского Императора Александра, гвардейский поручик Соковнин.
Пришпоривая коня, он спешил доставить высочайшее повеление Российского Императора к командиру Кавказской Линии, генералу Семёну Андреевичу Портнягину. Русский генерал должен быть сформировать конный полк всяких добровольных всадников, которые пожелают Россию защитить от готовящегося европейского вторжения Наполеона и выдвинуться на оборону российских рубежей на Западе.
Как только Высочайшее предписание было вручено Портнягину личным флигель-адъютантом самого Императора, генерал буквально не мешкал ни минуты, тут же дав указание позвать на совет всех горских князей, кабардинских, черкесских, чеченских старейшин и казачьих есаулов. Сотни гонцов устремились доставлять повеление по аулам, станицам и предвзгорьям.
Кабардинские, черкесские князья, чеченские старейшины и казаки, закубанские племена, ханы кочевников, ещё ведущие кочевой образ жизни, должны были кинуть клич и собрать под знамёна добровольцев, чтобы идти помогать России в предстоящей битве с Европой и Наполеоном.
Императорский двор уже понимал, куда дело идёт и заранее принял меры по подготовке кадров в самых разных уголках. Одним из таких уголков был и Кавказ. Точкой сборки объявлен был Георгиевск, город в Ставропольском крае, где располагался штаб Кавказской Линии.
Со всех уголков стали стекаться горцы и князья, пришли люди с Закубанья, подтянулись северокавказцы. Народ откликнулся на призыв Российского Императора, все приехали со своим оружием, некоторые даже в древних доспехах. Все были оснащены припасами, провизией, со своими конями. Стали собирать золото и деньги в штаб.
Как говорили очевидцы — это были лучшие всадники Кавказа, потому-как были добровольцами и собралось их намного больше полка, целый отряд. Но тут выяснились загадочные обстоятельства. Флигель-адъютант Соковнин, доставивший "поручение", который ещё и помогал распределять сбор денег для ополчения, оказался вовсе государственным посланником, а англичанином Мэдоксом, корнетом Донского атамана Платова.
Наполеоновцы были весьма удивлены, когда на них нападали бок о бок русские гусары, сибирские ханы с луками и стрелами и горцы в древних доспехахНаполеоновцы были весьма удивлены, когда на них нападали бок о бок русские гусары, сибирские ханы с луками и стрелами и горцы в древних доспехах
Отец Мэдокса жил в Москве и корнет взял у него 3 тысячи рублей, сфабриковал бумаги и повеление, как и подписи в документе. Мэдокс даже "умудрялся" получать ответы "из Петербурга". На самом же деле эти "ответы" фабриковали в соседней станице ставропольского Георгиевска. Следствие в будущем отметило удивительный талант англичанина подделывать подписи.
Мэдокса конечно арестовали и началось разбирательство, но собиравшиеся горцы не знали о таких тонкостях в Генеральном штабе Кавказского корпуса, всё было засекречено. Часть сообщников Мэдокса донских и кубанских казаков были схвачены.
При разбирательстве оказалось, что Мэдокс действовал по собственной инициативе и подделал письмо и подписи. Выяснилось так-же, что он не присвоил себе из денег ополчения совершенно ничего, да ещё и потратил все деньги отца на покупку снаряжения.
Таинственная история, правда-ли? Мы так и не узнаем многих деталей, но что произошло дальше — ещё более загадочно.
Российский император прислал письмо не трогать корнета Мэдокаса. Ну как не трогать, так-то сослать в Иркутск, но снять все обвинения и не придавать военному трибуналу. Говорят Мэдокс и вправду хотел помочь, а Вы верите? Очевидцы описывают его как бескорыстного энтузиаста и он всю жизнь потом живя в Москве рассказывал о Кавказе, что говорит о немалых годах, проведённых там.
Вот такая история. Много горцев и черкесских и закубанских князей, которые были собраны в ополчение по линии Мэдокса — были распущены восвояси и расформированы, им похоже явно не доверяли. А те горцы и черкесы с кабардинцами, которые были собраны по линии Российской Кавказской армии — были придержаны, начиналось сентябрьское европейское вторжение Наполеона 1812 года…
Руководство Кавказского корпуса были подвергнуто жесточайшему выговору, некоторых уволили. Генералов заставили заплатить немалые штрафы за то, что недоглядели подвоха сразу. Генерала Булгакова, героя Анапы и соратника Гудовича — вообще канцелярия чуть ли не разжаловала, говорят ему припоминали, что он присоединил в своё время Баку и Бакинское ханство к Российской империи.
В общем всё очень сложно, верно? Если понравился рассказ, пересказанных с записок очевидцев того времени — подписывайтесь на канал, изучайте историю!
А что Вы думаете на счёт этого странного дела?