После Путина будет еще страшнее. Явлинский намекнул Киеву: пора сдаться, пока не поздно

После Путина будет еще страшнее. Явлинский намекнул Киеву: пора сдаться, пока не поздно

О Григории Явлинском в последнее время мы слышим не очень часто. И тем удивительнее, что именно у него американское издание The Nation берёт интервью по очень важной украинской теме.

Абрамовичу нашлась замена?

В последние месяцы на Западе всё чаще можно звучат намёки, а то и прямые заявления: конфликт на Украине надо замораживать, надо начинать мирные переговоры. Говорят об этом и у нас, в России – есть такая негласная «партия мира». И если раньше эта партия ассоциировалась с Романом Абрамовичем, то теперь на сцену, судя по всему, выходит другой персонаж.

Мы говорим о самом известном российском либерале, политическом мастодонте Григории Явлинском. В президентских выборах в этом году он принимать участия не будет – утверждает, что это «не имеет смысла». А предыдущие он проигрывал из-за того якобы, что выборы были «нечестными», а не потому, что граждане не оказали серьёзной поддержки ни ему, ни его партии. Оставим эти утверждения на его совести. Интереснее нам другое.

После того, как Явлинского приняли в Кремле и президент России беседовал с ним  около полутора часов, в информационном пространстве забурлили слухи: Явлинский вышел из зоны забвения не просто так, он может стать «переговорщиком» в некоем закулисном диалоге о замораживании конфликта.

Рациональное зерно в этих слухах есть: с Явлинским, который до сих пор вхож во многие высокие кабинеты в России, Запад стал бы о чём-то разговаривать. Скорее всего, это и стало причиной интереса со стороны The Nation.

А давайте прекратим огонь прямо сейчас!

И первый же вопрос журналистки Нади Ажгихиной касался «программы мира», с которой Явлинский пришёл в Кремль в декабре прошлого года.

«Прямо сейчас нам нужно достичь соглашения о прекращении огня. Это означает разговоры об отводе тяжелых вооружений и войск, установлении демаркационных линий, обеспечении международного наблюдения и контроля и так далее. Я считаю, что самое важное сегодня — это остановить убийства людей. За последний год на поле боя не произошло никаких существенных изменений», — считает лидер «Яблока».

Явлинский удивляется: почему это в мире не нашлось влиятельных политиков, которые поставили бы жизни людей выше геополитических проектов? Мол, все говорят о необходимости вести войну «до победного конца», но о сохранении человеческих жизней никто не думает. При этом, признаёт политик, с каждым днём Украина «продолжает терять свои перспективы».

«Избежать диалога с Россией не получится. Санкции не сработали, потому что Россия — часть мировой экономики. Мировая экономика не может жить без России. Например, все это время газ из России продолжает идти через Украину в Европу. И подобных примеров много. Россия никуда не денется. Это надо понимать», — считает Явлинский.

А дальше он вдруг заявляет, что надо думать о будущем –

«нельзя исключать, что в российском политическом поле появится более агрессивный диктатор, реально претендующий на власть».

Что это? Угроза — предупреждение Западу? Или предложение «пока не поздно, ориентируйтесь на меня, такого миролюбивого и правильного»?

С точки зрения Явлинского, договорённости о прекращении огня – это не договор о границах. После окончания боевых действий между Северной и Южной Кореями прошло уже 70 лет, а мирный договор между соседними странами так и не подписан. Точно так же, с момента окончания Второй мировой войны не существует мирного договора между Россией и Японией. «Но это никому не мешает», — уверяет политик.

«Особенность конфликта России с Украиной в том, что сложилась такая ситуация, что без прекращения огня ничего иного в принципе невозможно: все переговоры, обсуждения, долгосрочные перемирия будут реализуемы только значительно позже и лишь на основе соглашения о прекращении огня», — убеждает Явлинский.

И ещё: политик уверен, что в этом процессе «в той или иной степени» важно участие США.

Замораживание конфликта… А что дальше?

То есть лидер «Яблока» говорит о замораживании конфликта. Но даже если предположить – чисто гипотетически – что замораживание конфликта произошло, можно ли поверить в том, что Киев не нарушит очередные договорённости, как это уже было с Минском-1 и Минском-2. Нужен ли Минск -3, чтобы ещё раз убедиться в том, что киевская власть недоговороспособна?

Так насколько реалистичен «мирный план» Явлинского? И о чём Григорий Алексеевич не говорит «в лоб»? С одной стороны, он упоминает финского маршала Маннергейма, которой уговорил власти Финляндии отказаться от военных действий, несмотря на то, что почти 80% территории страны были взяты Красной Армией. Мол, благодаря этому «Финляндия сохранилась как страна».

Но в этом же интервью промелькнула фраза о «возвращённых территориях» – а что делать с людьми, которые живут на этих территориях и «сотрудничали с российскими властями».

Получается, что этот «мирный план» должен быть в итоге поражением России с «возвратом территорий»? Ведь в интервью Явлинский упоминает и Крым: «Не секрет, что сегодня большинство населения Крыма реально поддерживает Россию». Но Крым тоже должен стать «возвращённой территорией»?

И тут стоит вспомнить о том, как Григорий Алексеевич негодовал после воссоединения полуострова с Россией: » Все, что было сделано с Крымом, было сделано незаконно», заявил он в одном из интервью, предложив провести «конференцию по Крыму с участием России, Украины, США и ЕС, а затем снова устроить референдум». Кто-то думает, что итоги таких мероприятий можно было бы трактовать в пользу России?

Странный из Явлинского миротворец получается. Выгодный Западу, но никак не России.