Кто ответит за энергетические провалы Казахстана?
Как известно, с 2024 года в Казахстане повышены тарифы на электроэнергию. Среднее увеличение составляет около 2 тенге за кВт/ч. По расчётам Комитета по регулированию естественных монополий, дополнительные расходы семьи, проживающей в двухкомнатной квартире площадью 60 м² должны составить 660 тенге (+20%).
Напомним, тарифы на электроэнергию в Казахстане одни из самых невысоких в мире. По данным портала GlobalPetrolPrices, предоставляющего актуальную информацию о ценах на энергоносители по всему миру, стоимость электроэнергии в РК составляет 0,049 долларов США (22 тенге) за 1 кВт/ч. В рейтинге из 147 государств мира Казазхстан входит «тридцатку» стран с дешёвой электроэнергией.
В производстве электроэнергии 60% её себестоимости составляют расходы на уголь и газ. Рост цен на энергоносители вызывает удорожание электроэнергии и росту тарифов.
Износ генерирующего оборудования составляет 56%, что в два раза снижает КПД станций. Износ электрических сетей составляет 66%, при транспортировке теряется 11% электроэнергии. По данным Казахстанской электроэнергетической ассоциации, только на ремонт оборудования ежегодно нужно вкладывать 110 млрд тенге.
По данным Министерства энергетики, дефицит электрической мощности превышает 6 ГВт. К 2035 году потребление электроэнергии достигнет 152,4 миллиарда кВт/ч, в то время как действующие станции смогут выдать лишь 135 кВт/ч.
Почесав в тюбетейке, казахстанские власти пришли к выводу, что износ энергосетей уменьшится, если граждане будут больше платить за электричество.
С 2023 года начала действовать программа «Тариф в обмен на инвестиции». Её цель заключается в снижении износа инженерных сетей на 15% к 2035 году. По итогам анализа состояния объектов электроснабжения 19 предприятий отнесены к «красной» зоне (износ 65-70%), 9 предприятий – «жёлтой» зоне (износ 55%-65%) и 17 предприятий – в «зелёной» зоне (износ менее 55%). В 2023 году привлечено 92,2 млрд тенге, из них поступления за счёт тарифа составили 88,5 млрд тенге, за счёт бюджета – 3,5 млрд тенге, за счёт собственных средств предприятий – 0,2 млрд тенге.
Получив дополнительные деньги с граждан и организаций, в 2023 году в Казахстане провели капитальный ремонт 9 энергоблоков, 46 котлов и 46 турбин электростанций.
Но этого оказалось недостаточно.
Согласно опросу Института общественной политики, качеством электроснабжения не удовлетворен каждый шестой (15,5%) респондент. В региональном срезе больше всего нареканий у жителей Акмолинской (32,8%) области и областей Улытау (33,9%) и Жетісу (26,2%). Основной причиной недовольства являются перебои с электроснабжением.
Между тем, по данным исследования аналитического центра Our World in Data, в 2022 году Казахстан потреблял 44,7 тыс. кВт/ч на душу населения. Если средний показатель по миру составлял 21 тыс. кВт/ч на душу населения, то граждане республики расходовали в два раза больше электроэнергии, чем жители других стран.
Правительство Казахстана не останавливается в похвальном стремлении облегчить кошельки своих граждан и уже прорабатывает меры по стимулированию бережливого отношения к потреблению воды, света и газа. В этом году планируют внедрить четырехуровневый тариф на водопотребление с применением коэффициента по принципу «чем больше потребляешь – тем больше платишь».
Тем не менее, всё это не поможет, о чём вслух заявил министр энергетики республики Алмасадам Саткалиев. «Объём дефицита электрической мощности в ЕЭС РК даже с учетом ввода порядка 4 ГВт новых мощностей превышает 6 ГВт», – сказал он на заседании правительства 16 января.
По словам чиновника, по утверждённому балансу мощности к 2030 году при необходимом уровне резерва 17% потребность электрической мощности составит 28,2 ГВт, при этом располагаемая мощность с учётом ввода новых мощностей составит 22 ГВт.
Анализ баланса в странах Центральной Азии также показал дефицит электрических мощностей в объеме 2,7 ГВт к 2030 году, отметил министр.
Министерством энергетики для покрытия дефицита и роста экспортного потенциала разработан план мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли, предусматривающий ввод дополнительно порядка 26ГВт новой генерации, добавил Саткалиев, впав в грех ненаучной фантастики.
А вот что пишут по этому поводу казахстанцы в соцсетях:
«По данным Минэнерго в 2023 году объем потребления электрической энергии был на уровне 115 млрд кВтч., а это в среднем по году чуть больше 13 ГВт мощности, ну и озвученный осенне-зимний максимум в 16,6 ГВт. Минэнерго планирует строительство к 2030 г. второго Казахстана, чтобы увеличить потребление более чем в 2 раза? Располагаемая мощность на сегодня говорит 18 ГВт плюс 4 ГВт новых, но есть дефицит. Откуда, возможно, что все миллиарды, направленные на ВИЭ [возобновляемые источники энергии – Прим. ред.], просто пошли кому-то в карман и вся их мощность только на бумаге».
Прокомментировал высказывание министра энергетики даже и политолог Марат Шибутов: «Минэнерго говорит о дефиците электроэнергии к 2030 году в 6,2 ГВт мощности. Это как минимум 5 реакторов ВВЭР-1200 или 12 ТЭС на угле мощностью в 500 МВт каждая. И строить их надо уже сейчас, чтобы успеть закрыть этот дефицит к 2030 году и не превратиться в страну веерных отключений».
Между тем, министр-мечтатель продолжил дозволенные речи на заседании правительства (уж извините за длинную цитату): «Ожидаемый объем инвестиций (для ввода новых мощностей в Казахстане – КазТАГ) до 2029 года составит более 18 трлн. тенге. Реализация данных проектов позволит исключить дефицит в энергосистеме и позволит обеспечить ее необходимым резервом мощности». По его словам, для ввода новых мощностей планируется за счет реконструкции и расширения действующих электростанций: строительства блока №7 на Аксуской ГРЭС мощностью 325 МВт в 2027 году, котлоагрегата и замены турбины на Карагандинской ТЭЦ-3 – 120 МВт в 2026 году и расширение парогазовой установки ТОО «Karabatan Utility Solution» с 310 МВт до 620 МВт в 2027 году, обеспечить дополнительно 5,6 ГВт.
«Также планом предусмотрено строительство новой генерации мощностью 6,7 ГВт: по маневренной генерации предусмотрено строительство газовых станций в Актау, Атырау, Актобе, Таразе, Кызылорде, Шымкенте общей мощностью 2,4 ГВт, в Жезказгане предусмотрено строительство новой ТЭЦ, мощностью 500 МВт до конца 2029 года и на разных этапах ведется проработка крупномасштабных проектов мощностью 5 ГВт со стратегическими инвесторами».
На самом деле единственным реальным мероприятием по увеличению электрогенерации в Казахстане является намеченное строительство Россией трёх ТЭЦ.
Министра Саткалиева сейчас делают крайним в провале электрификации страны и в скандале вокруг решения правительства об использовании пенсионного фонда для спасения энергетической инфраструктуры.
Приведём убедительную и не нуждающуюся в комментариях цитату агентства КазТаг, сообщившего со ссылкой на оказавшиеся в его распоряжении документы и осведомлённый источник, «что 1,5 трлн тенге пенсионных накоплений казахстанцев хотят потратить на инфраструктурные проекты и выгодополучателями могут оказаться выведшие средства за рубеж представители Старого Казахстана. Планы прокомментировали в Международном валютном фонде, назвав их не самым наилучшим способом. В тот же день после того, как планы были обнародованы, министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев выразил уверенность в надежности вложения Т1,5 трлн пенсионных накоплений в энергетическую отрасль и начал отрицать связь между арабскими инвесторами и представителями Старого Казахстана. Также глава минэнерго раскрыл названия арабских компаний, которых планируют привлечь для реализации указанных проектов в Казахстан».
Все это говорит о том, что в Казахстане по-прежнему двоевластие. Люди Елбасы никуда не исчезли и продолжают вставлять палки в колеса попыткам президента Токаева и его правительства сделать хотя что-то для спасения разваливающейся энергосистемы и прочих отраслей республики.
Если Токаев не сможет быстро эффективно создать свою личную опричнину и наладить работу исполнительной вертикали, то будущее возглавляемой им страны – под большим вопросом.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук