Конец либерализму. Белоусов выступил против Набиуллиной и добился успеха

Конец либерализму. Белоусов выступил против Набиуллиной и добился успеха

Первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил важную как для рубля, так и для всей экономики новость. Правительство поддерживает продление действия указа об обязательной продаже и репатриации валютной выручки как минимум до конца 2024 года. Белоусов также отметил, что данная мера показывает хороший результат, а экспортеры, в целом, соблюдают установленные правила.

Впрочем, по-другому быть и не могло. Эффект от возврата валютной выручки позитивно влияет как на стабильность национальной валюты, так и, в целом, на экономическое развитие.

Однако здесь важно обратить внимание на следующий момент

Ещё летом, когда вовсю шла девальвация национальной валюты, глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступала против введения механизма по обязательному возврату экспортной выручки, заявляя, что особого эффекта это не даст. Как показал опыт предыдущих месяцев, эффект не просто имеется, но он превзошел даже оптимистичные ожидания.

Так, продажи крупнейшими экспортерами выручки постоянно растут. В декабре они составили рекордные по году 14,8 млрд долларов. Это в 2,14 раз больше, чем июльский минимум в 6,9 млрд:

Конец либерализму. Белоусов выступил против Набиуллиной и добился успеха

Разумеется, это никоим образом не связано с резким ростом экспорта. За прошедший период цены (как и объемы) основных экспортных товаров России сильно не увеличились. Просто валюту, которую компании зарабатывают за рубежом, стали возвращать в Россию.

Однако системные либералы в лице Силуанова и Набиуллиной не успокаиваются. Так, глава Минфина в начале декабря заявлял следующее:

Сейчас это решение на определенный срок, это решение временное. Надеюсь, что те меры, которые были приняты, — мы видели, что они дали свой результат, посмотрим, как будет развиваться дальше ситуация. — но уверен, что те ограничения, которые сегодня есть, будут постепенно уходить

Примечательно, что в период девальвации Силуанов, наоборот, выступал за обязательную продажу. Так что же изменилось? Очевидно, что если вновь разрешать экспортерам оставлять валюту за рубежом, то на внутреннем рынке вновь может возникнуть дефицит. И если даже Силуанов признает, что мера показала результат, то зачем её отменять?

Набиуллина тоже постоянно выражает надежду, что мера носит временный характер и в конечном итоге её отменят.

Впрочем, консенсус в правительстве сложился совершенно другой. Белоусов четко об этом заявил. Самое главное — то, что в кабмине наконец-то появилось понимание, что внешнеторговые операции представляют из себя на самом деле. Это не «свободные» никем не регулируемые потоки, а инструменты экономического развития и управления.

В одном из интервью тот же Белоусов отмечал, что экспорт выполняет функцию фондирования импорта. Если же валютная выручка не возвращается в страну, а оседает на зарубежных счетах, то может начаться процесс девальвации национальной валюты. Следовательно, подорожает импорт. Потребительский импорт сразу же ускорит инфляцию, а инвестиционный импорт снизит объем вложений в реальный сектор экономики. И тогда возникает один простой вопрос: а для чего нам тогда вообще нужен экспорт?

Те деньги, которые наша экономика зарабатывает вовне, должны возвращаться в страну в любом случае. Вне зависимости от ситуации с курсом национальной валюты. Это деньги, которые должны работать на развитие нашей экономики. Если они не возвращаются, то это означает, что наша страна выступает донором финансовых ресурсов для других стран.

Впрочем, если еще пару лет назад я прописывал эти, казалось, элементарные вещи, понимая, что в правительстве этого не осознают, то теперь ситуация изменилась. Понимание в кабмин пришло. Зато в ЦБ все стабильно.

UPD. Через несколько минут после выхода данного материала Банк России заявил, что не видит «весомых оснований» для продления указа об обязательной продаже и репатриации валютной выручки и считает, что его влияние на рынок было «умеренным»