Хуситы — не та группа, которую можно уничтожить бомбардировками — вот почему
«Ось сопротивления» — это нечто большее, чем просто группа поддерживаемых Ираном ополченцев. Это идеологический союзСторонники хуситов протестуют против авиаударов США возле Саны, Йемен, 14 января 2024 г. Фот: Халед Абдулла/Reuters.
Война, начатая «осью сопротивления» против Израиля и США, знаменует собой первый случай в истории, когда коалиция негосударственных субъектов коллективно встала на защиту другого негосударственного субъекта, а именно ХАМАС.
Возглавляемая Ираном ось включает в себя сирийских ополченцев, палестинские группировки ХАМАС и Исламский Джихад, ливанскую «Хезболлу», Иракские Отряды народной мобилизации (ПМУ) и йеменских хуситов или, если использовать их официальное название, «Ансар Аллах». За последние три месяца последние три взяли на себя инициативу, начав атаки на объекты Израиля и США в поддержку своих палестинских союзников.
Но вместо того, чтобы признать, что эти группы имеют собственные мотивы и интересы, США, Великобритания и Израиль продолжают сводить их к транснациональной сети иранских доверенных лиц, которым, по их мнению, можно угрожать и подвергать бомбардировкам, чтобы заставить их подчиниться волнами ночных авиаударов. Это фундаментальное непонимание основополагающей динамики внутри оси и непоколебимого единства её членов, и все это может сделать вмешательство западных держав в регион еще более дорогостоящим.
Плакат с изображением лидера хуситов Абдул-Малика аль-Хуси и лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы на акции протеста против авиаударов США и Великобритании в Сане, Йемен, 12 января 2024 года. Фото: Яхья Архаб/EPA.
В отличие от традиционных западных коалиций, которые создаются государствами-единомышленниками для борьбы с общей угрозой без каких-либо долгосрочных обязательств, ось сопротивления зародилась как прочный альянс, который превратился в коалицию военного времени. С момента своего создания основными членами организации было взаимное предоставление военной и политической поддержки для противостояния Израилю. В то время как Иран предоставлял «Хезболле», ХАМАС и другим палестинским группировкам долгосрочную военную и финансовую помощь, Сирия предлагала свою территорию в качестве безопасного маршрута снабжения «Хезболлы» и безопасного убежища для лидеров ХАМАС. Со своей стороны, «Хезболла» обеспечивала ХАМАС техническую и военную подготовку его бойцов, а также опыт строительства бомб и туннелей, вместе с Ираном контрабандой переправляла технологии производства оружия на Западный берег и в сектор Газа.
В 2013 году ось сформировала свою первую военную коалицию в поддержку сирийского государства. «Хезболла» официально вмешалась в эту войну и убедила Иран направить своих Стражей исламской революции в Сирию, в то время как недавно сформированная СНМ последовала этому примеру, еще больше расширив ось.
Помимо роли коалиции в Сирии, Иран и «Хезболла» напрямую вторглись в Ирак в 2014 году, чтобы помочь НМ в борьбе с «Исламским государством». Последним дополнением к оси стали хуситы, получившие военную и политическую помощь от Ирана и, по некоторым данным, военную подготовку от «Хезболлы» в войне с коалицией, возглавляемой Саудовской Аравией, которая началась в 2015 году.
Что делает ось таким сплоченным и прочным альянсом, так это её глубоко укоренённые идеологические основы и общие стратегические цели. Все его участники придерживаются антиимпериалистической и антисионистской повестки дня, в центре внимания которой находится палестинское дело. Сегодня у него две общие цели: заставить Израиль соблюдать безоговорочное прекращение огня в секторе Газа и изгнать американские войска из Ирака и Сирии.
Преследуя эти цели, негосударственные игроки в этом альянсе действуют в соответствии со своими собственными политическими убеждениями и стратегическими интересами, а не следуют иранскому диктату. Хотя Иран предложил материальную поддержку негосударственным субъектам внутри оси, такая помощь не привела к тому виду применения власти, которое характеризует отношения спонсора и доверенного лица. Эту точку зрения разделяет представитель американской разведки Брайан Кац, который утверждает, что негосударственные союзники Ирана «больше не являются просто иранскими доверенными лицами. Скорее, они стали собранием идеологически единых, взаимозависимых в военном отношении, зрелых политико-военных субъектов, приверженных взаимной обороне». По сути, природа этого альянса является органической и симбиотической, в отличие от транзакционной и иерархической.
Совсем недавно это было продемонстрировано неожиданным нападением ХАМАС на Израиль 7 октября, о котором, согласно сообщениям Израиля и США, Иран не знал заранее. При этом, похоже, действительно существовала заранее спланированная стратегия «передовой обороны», согласно которой «Хезболла», хуситы и группы ПНЕ перейдут в наступление и нанесут удары по Израилю и США, если ХАМАС потребуется такая помощь. Эта стратегия реализуется сегодня посредством тактической военной координации, которая, как сообщается, осуществляется в нескольких совместных оперативных центрах в различных столицах региона.
Плакаты с изображением основателя ХАМАС шейха Ахмеда Ясина, бывшего командующего иранскими силами «Кудс» Касема Сулеймани и лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы в Сане, Йемен, 4 января 2024 года. Фото: Мохаммед Хамуд/Getty Images
В рамках этой стратегии «Хезболла» берёт на себя роль управления боем, посредством чего она направляет, планирует и координирует военные операции на различных театрах военных действий. Три арены боевых действий за пределами сектора Газа ведутся синхронно: война умеренной интенсивности «Хезболлы» с Израилем, атаки СНМ на американские и израильские объекты в Сирии, Ираке и самом Израиле, а также нападения хуситов на грузовые суда в Красном море и периодические удары по Израилю. Все фронты синхронизируются и приостанавливаются, когда боевые действия в секторе Газа приостанавливаются, о чем свидетельствует временное перемирие в секторе Газа в конце ноября.
Альянс, характеризующийся столь высоким уровнем координации, отражающий единство целей и видения, требует от США и их союзников радикального изменения своего подхода к этому конфликту. Предположение о том, что «постоянные» военные действия против этих субъектов сломят их желание продолжать боевые действия, настолько же ошибочно, насколько и опасно. Напротив, военные решения, расширяющие масштабы конфликта, лишь повлекут за собой более скоординированные ответы со всех концов оси. Западным лидерам следовало бы задуматься о том, что они не просто пытаются защитить морские маршруты, но и ведут войну, в которой невозможно победить, с идеологически единым и цепким альянсом влиятельных негосударственных акторов.
Удары США и Великобритании по Йемену только увеличили перспективы полномасштабной региональной войны, учитывая, что хуситы теперь пригрозили расширить масштаб своей кампании, включив в неё «все интересы США и Великобритании» в регионе. Тем не менее, ливано-израильский фронт остается наиболее опасным, учитывая, что Израиль жаждет войны с «Хезболлой». Поскольку последняя является самым могущественным негосударственным игроком на оси сопротивления, если не во всем мире, такая война будет самой далеко идущей и взаиморазрушительной. Ничто, кроме прекращения огня в Газе, не может предотвратить превращение региона в пороховую бочку.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».