А что случилось, Валерий Яковлевич? Про поиздержавшегося в США Леонтьева и его заработках на «Новой волне»
На прошлой неделе в Казани с размахом (и с легким налётом тоски по советскому прошлому) отгремел конкурс молодых исполнителей «Новая волна». Название, конечно, обещало свежесть, юность и глоток музыкального озона. Но вместо долгожданных «новых лиц» зрители получили старый-добрый парад народных любимцев пенсионного возраста, которые давно могли бы сидеть в кресле-качалке у камина, а не сверкать перед софитами своими видавшими виды костюмами, пропахшими нафталином.
Интернет, как обычно, отреагировал мгновенно, с вполне объяснимой долей сарказма:
«Почему конкурс юных талантов превращается в концерт “Легенды ретро FM”?» — спрашивали одни.
«Где же новые песни?» — вопрошали другие.
Ответ, как водится, прост и печален: у многих артистов «новые песни» — это всё те же заезженные до дыр хиты, которые давно пора выкинуть на свалку музыкальной истории.
В числе тех самых «молодых дарований» неожиданно оказался и гражданин США Валерий Леонтьев — человек-легенда, который уже лет десять кормит публику обещаниями уйти на покой. Но каждый раз всё заканчивается исключительно словами. Можно было бы уже и махнуть рукой, списав артиста в вечные «прощальщики», если бы не один нюанс: гонорары у Валерия Яковлевича такие, что и Голливуд позавидует. Даже статус «певца под фонограмму» не мешает ему стабильно ставить рекорды по части стоимости выхода на сцену. Получается, чем громче он говорит об уходе, тем дороже обходится его очередное «возвращение».
Какую именно сумму положили в карман Валерию Яковлевичу за последний визит в Россию — организаторы тактично умалчивают. Видимо, чтобы не доводить до сердечных приступов особо впечатлительных поклонников. Но, если вспомнить прежние заявления самого Леонтьева, цена вопроса примерно известна: около 150 тысяч евро за готовность «вылететь хоть на Луну», разумеется, с оплаченным заказчиком перелетом. В случае с Казанью всё так и выглядело: артист отправился из солнечного Майами в холодный Татарстан либо на частном джете, либо, в худшем случае, через пару пересадок бизнес-классом.
Приземлившись, певец, естественно, не пошёл бронировать койку в «трешке» у вокзала. Только номер «люкс», только персональный костюмер, только охрана, готовая отражать атаки фанатов и конкурентов. А ещё — традиционный райдер: автомобиль исключительно Mercedes-Benz премиум-класса, годом выпуска не ниже 2023-го, минимум четверо носильщиков багажа (ведь шикарные костюмы сами себя не потащат), пара ящиков премиального Macallan и обязательный конвертик «на непредвиденные расходы». Учитывая привычки Валерия Яковлевича, сомнительно, что ради выступления в Казани он вдруг решился на аскезу и отказался от всего этого гастрольного «набора выживания».
По слухам, на уговоры Валерия Яковлевича пришлось потратить немало нервов и времени лично Игорю Крутому. Задача, прямо скажем, титаническая: артист, который уже десятилетие рассказывает о своей «последней гастроли», явно не горел желанием срываться с тёплого майамского солнышка ради казанских реалий. Но, как показывает практика, там, где не помогают уговоры, прекрасно справляется магия цифр на банковском счёте. Финальная сумма, видимо, оказалась такой, что даже скептический Валера махнул рукой на все свои «я больше не пою» и торжественно явился. Деньги, как известно, способны творить чудеса.
Что же в итоге увидели зрители в Казани?
Начнём с самого забавного: Валерия Яковлевича поначалу даже не все признали. В чёрной шляпе, в спортивных штанах и с видом человека, зашедшего «просто на минутку» — он больше напоминал случайного прохожего, чем звезду эстрады. Подъехал к репетиционному залу, немного побурчал с ассистентами, часок покрутился у микрофона — и счёл подготовку оконченной.
На самом выступлении всё прошло по давно отработанной схеме: включили фонограмму, Леонтьев бодро изобразил несколько старых добрых хитов — «Дельтаплан», «Казанову» и иже с ними. Немного подвигался по сцене, отрабатывая знакомые жесты и движения, а основное шоу за него делали подтанцовка и световые спецэффекты. Но публика, как и полагается, была в восторге: ревела, визжала и заваливала артиста цветами.
По сути, ничего нового: тот же самый Валерий Леонтьев, только с дополнительным налётом ностальгии. А зрители, кажется, были рады не песням, а самому факту появления кумира, пусть и в сопровождении фанеры и группы бодрых танцоров.
Немного ностальгии
В конце 80-х – начале 90-х Валерий Леонтьев действительно был на гребне популярности. Тогда он считался модным артистом: с хитами, которые крутили на каждом углу, с яркими шоу, поражавшими воображение зрителей тех лет, привыкших максимум к «голубым огонькам». Публика ахала, критики пытались анализировать, а сам Леонтьев уверенно закреплял за собой статус звезды, которая может позволить себе практически всё.
Но золотое время, как водится, не вечно. В последующие годы что-то принципиально новое в его репертуаре так и не появилось — певец медленно, но верно скользил по волне своей прежней славы. Зато у Валерия Яковлевича имелся козырь, который с лихвой перекрывал творческую стагнацию: его покровительницей стала сама Алла Борисовна Пугачёва.
Не секрет, что Леонтьев входил в узкий круг «придворных звёзд» Примадонны и пользовался всеми благами подобного положения. Ни один уважающий себя концерт или светская вечеринка не обходилась без его появления — он, словно талисман, всегда был рядом.
Финансовая сторона дела тоже выглядела более чем впечатляюще: гастроли и корпоративы приносили колоссальные доходы. Деньги оседали в недвижимости за океаном — в США, где артист приглядел себе уютное место для будущей пенсии. План был прост: встретить старость не на даче с грядками, а под пальмами Майами, с комфортом и без малейших бытовых забот.
Там же, в солнечной Флориде, уже обосновалась и его загадочная «супруга» Людмила Исакович. Многие называли её ширмой, прикрывающей личную жизнь певца. Людмила занималась своими делами, в карьеру мужа не вмешивалась и держалась в тени. Сама же личная жизнь Леонтьева по сей день остаётся тщательно охраняемой тайной: никаких светских романов, никаких публичных страстей. Все его контакты и активности так или иначе вращались исключительно вокруг сцены и работы, словно он сам давно стал персонажем, существующим исключительно в рамках шоу-бизнеса.
Наши дни
В 2019 году Валерий Леонтьев с пафосом провёл свой «прощальный» концерт с говорящим названием «Я вернусь». Уже в самом названии угадывалась лёгкая двусмысленность, но тогда публика ещё верила: всё, артист действительно уходит на заслуженный отдых. Чтобы окончательно закрепить драматизм момента, Леонтьев выдал красивую тираду о том, что «надо знать меру», что «сцена не терпит дряхлости» и что «он не станет выбивать последние деньги из зрителей прощальными турами». Звучало это настолько убедительно, что даже скептики кивали: ну наконец-то человек понял, что уходить надо достойно.
И действительно, на какое-то время певец исчез из медийного пространства: ни новых концертов, ни привычных появлений на «дежурных» праздниках. Но причиной паузы оказалась вовсе не принципиальная позиция, а пандемия и последующие события, которые внесли коррективы во все сферы его жизни. Леонтьев, как человек осторожный, держался в стороне от громких заявлений. Перед глазами у него был яркий пример — Пугачёва и её супруг, а также Вайкуле, которые своими словами о политике отрезали себе путь обратно. Валерий Яковлевич решил: лучше сидеть тихо, чем потом оправдываться за сказанное.
Пауза затянулась настолько, что даже самые верные поклонники начали верить в окончательный уход артиста. Он не появился даже на «Песне года» — а ведь раньше это мероприятие было для него практически священным ритуалом, без единого пропуска на протяжении трёх десятилетий. Казалось, curtain call состоялся.
Но потом в новостях начали мелькать сообщения о зарубежных выступлениях. Богатые эмигранты то в Ниццу его приглашали, то в Эмираты, причем готовы были платить такие суммы, что у любого российского организатора закружилась бы голова. Видео с этих концертов показывали артиста, мягко говоря, не в лучшей форме. Но кого это волновало? Заказчикам хватало одного факта: «живой Леонтьев» у них на сцене, пусть даже поёт под фонограмму и двигается с большим усилием.
И вот теперь очередь дошла и до российских зрителей. Публике снова предоставили возможность увидеть кумира, а сам Валерий Яковлевич, похоже, напрочь забыл свои слова о «дряхлости» и «своевременном уходе». Ну действительно, зачем вспоминать такие мелочи, если платят столь щедро? Тем более что, по слухам, в США его финансовые дела уже не столь блестящие, как раньше. Жизнь в Майами с супругой-ширмой Людмилой Исакович обходится недёшево, а привычку жить «на широкую ногу» менять сложно. Деньги на счетах тают быстро, а российские гонорары — прекрасное средство пополнить американский бюджет.
По большому счёту, Леонтьев работает уже не для публики, а для себя. У него нет ни детей, ни внуков, ради которых можно было бы «тряхнуть стариной». Есть только необходимость поддерживать привычный уровень комфорта. Так что тем, кто до сих пор верит, будто он выходит на сцену исключительно «ради зрителя», — следует воздержаться от иллюзий. Финансовая сторона для Валерия Яковлевича сегодня перевесила всё остальное: ни «своих поклонников», ни «куража», ни былой энергетики у артиста давно уже нет.
Хотя Леонтьев, конечно, не единственный в своём стремлении держаться за российскую сцену до последнего. Вот Люба Успенская недавно призналась, что мечтает умереть прямо на сцене. Лев Лещенко когда-то говорил что-то похожее. И многие другие возрастные артисты словно хором повторяют: «уйдём, но только в аплодисментах». Вот только аплодисменты со временем всё чаще звучат не новым песням, а старым воспоминаниям.
А потом мы искренне удивляемся: почему конкурс «Новая волна» превращается в ретро-дискотеку? Ответ прост: старые артисты не уходят, и, соответственно, не дают молодым артистам не пробиться. А лет через десять ситуация будет ещё пикантнее: все они окончательно обоснуются за рубежом, и мы, как водится, снова будем выписывать их за бешеные гонорары. И публика опять будет радостно хлопать, хотя на сцене давно идёт не «новая волна», а «штиль с лёгким бризом из прошлого»…