«Араксский коридор» в новой коммуникационной архитектуре Кавказа
10 января президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с очередным резонансным интервью, запомнившимся наблюдателям весьма жёсткими формулировками в отношении соседней Армении, с которой Баку намерен говорить едва ли не исключительно на языке силы.
Помимо анклавов на северо-западном участке границы (в Тавушском марзе) и близ Нахичевани, на основной дороге, соединяющей Араратскую долину с Сюником и иранской границей (Тигранашен / Кярки), Баку требует открытия сквозного сообщения через Мегри: «Прежде всего, они [армяне] должны предоставить нам беспрепятственный проход на участке между Зангеланом и Ордубадом. Это их обязательство. Я уже говорил и хочу сказать ещё раз, что грузы, граждане и автотранспортные средства, следующие из Азербайджана в Азербайджан, должны проходить свободно, не подвергаясь каким-либо досмотрам и не привлекаясь к таможенному администрированию… Люди и грузы из Азербайджана в Азербайджан должны проходить без какой-либо проверки. В противном случае Армения навсегда останется тупиком. Если упомянутый мною маршрут не будет открыт, то мы не намерены открывать границу с Арменией в каком-либо другом месте. То есть, таким образом, они получат от этого больше вреда, чем пользы».
Как известно, на рубеже 1990-х-2000-х годов различные варианты транспортного сообщения через южные районы Армении Баку и Ереваном на условиях, куда более выгодных для армянской стороны (в частности, на переговорах в Ки-Уэсте). Однако кардинальный слом четвертьвекового статус-кво по итогам военных действий осенью 2020 года неизбежно поставил Сюник, и без того один из депрессивных районов Армении, перед новыми вызовами. Гипотетическое открытие железнодорожного (через Мегри), а также автомобильного (через «малую родину» Гейдара Алиева – Сисианский район, как это было в советское время) сообщения означало бы неизбежное изменение этноконфессионального состава населения края с долгоиграющими политическими последствиями
Завершить прокладку Зангезурского транспортного коридора, призванного обеспечить прямое сообщение Турции со странами тюркского мира, планируется в 2028 году, сообщил недавно министр транспорта Турции Абдул-Кадыр Уралоглу. Часть маршрута по территории Азербайджана почти готова, строительство турецкого участка протяжённостью 224 километра планируется завершить через 4 года. Примечательно, что Анкара предлагает присоединиться к проекту также Тегерану, диалог которого с Баку демонстрирует признаки потепления. Иран и Азербайджан при участии представителей России подпишут официальное соглашение о разработке и открытии Араксского коридора (Aras Corridor), между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой по территории Ирана, сообщил 18 декабря министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш. Еще до меморандума 6 октября началось строительство автомобильного моста, соединяющего Азербайджан (у Агбенда) и Иран через Аракс – маршрут коридора по южному берегу реки будет состоять из автомагистрали, железной дороги и сопутствующих линий связи. В конце декабря 2023 года был открыт новый пограничный переход между Ираном и Азербайджаном: 4-полосный мост длиной 89 и шириной более 30 метров и крытыми тротуарами был построен за 22 месяца с инвестициями около 6 млн. долл.
Несмотря на то, что Араксский коридор призван заменить Зангезурский коридор, вокруг которого, как видим, по-прежнему ломаются копья, основной проблемой остаётся налаживание железнодорожного сообщения. В отличие от действующей автомагистрали между Азербайджаном и Нахичеваном, железнодорожная связи между ними отсутствует. 29 декабря 2016 года был запущен поезд по маршруту Нахичеван – Тебриз – Тегеран – Мешхед, однако после начала пандемии работу линии приостановили и не возобновили до сих пор.
Последствия дальнейшего развития Араксского коридора будут иметь отнюдь не только локальное значение. Баку заинтересован в расширении функциональных возможностей «Срединного коридора» из Китая через Центральную Азию, Каспий и Кавказ в Турцию, в то время как Тегеран рассматривает его как составную часть Международного транспортного коридора «Север-Юг». Баку рассматривает Араксский коридор как еще одно звено МТК «Север – Юг» «из Персидского залива в Азербайджан и далее в Грузию». В Тегеране же не теряют надежд использовать этот коридор выхода в Армению и Грузию, что, по мнению некоторых наблюдателей, порождает двусмысленность, выявляя «глубинные различия между Баку и Тегераном».
Ещё один предмет разночтений – вышеупомянутый проект железной дороги между Нахичеваном и турецким Карсом, призванный стать едва ли не ключевым звеном «Срединного коридора». Баку надеется получить железнодорожный выход в Турцию через проектируемый участок Араксского коридора и далее по линии Нахичеван – Карс. В свою очередь, в Тегеране стремятся перезапустить маршрут ещё советской эпохи от Джульфы до Еревана и далее к черноморскому побережью Грузии. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан поддержал идею пашиняновского «Перекрёстка мира», центральным элементом которого, по утверждению западных аналитиков, является «возрождение исторической железнодорожной линии Ереван – Нахчыван». Торгово-транзитное сотрудничество не должно служить катализатором геополитических сдвигов на Южном Кавказе, настаивает официальный представитель МИД Ирана Насер Канани.
Пока Баку и Тегеран ведут переговоры об источниках финансирования проекта, однако окончательного решения, видимо, пока нет. Ещё в 2017 г. Баку и Тегеран вроде бы договорились о финансировании Азербайджаном строительства железной дороги Решт – Астара в рамках МТК «Север-Юг», однако окончательное соглашение «так и не было достигнуто, и строительство железной дороги до сих пор висит на волоске. Аналогичная судьба может ожидать и железнодорожное сообщение по Араксу». Реализация же проекта с южным соседом, по мнению вышеупомянутых западных аналитиков, «даёт правительству Азербайджана больше возможностей для решения иных внешнеполитических приоритетов, включая подписание мирного соглашения с Ереваном, решение судьбы российских миротворцев в регионе и ослабление международного давления в связи с предполагаемым намерением Азербайджана вторгнуться в Армению с целью принудительного открытия Зангезурского коридора. Несмотря на сложности, сделка по Араксскому коридору представляет собой реалистичное решение проблемы отсутствия связи между Азербайджаном и Нахчываном и обеспечит частичное решение основной проблемы связи на Южном Кавказе».
Наведение соседями мостов по сопредельным с Арменией территориям обессмысливает идею «армянского перекрёстка», усиленно продвигаемую Николом Пашиняном на всевозможных региональных форумах, но едва ли соответствующую реальным делам действующей армянской власти (а точнее, их полному отсутствию). Как отмечал некоторое время назад вице-премьер правительства РФ Алексей Оверчук, что в силу отсутствия у Еревана чёткой позиции относительно работы региональных коммуникаций Зангезурский участок Международного транспортного коридора «Север – Юг» в настоящий момент не рассматривается. В последние недели Ереван посылает позитивные сигналы относительно открытия Зангезура, выказывая озабоченность по поводу возможного размещения российских войск для обеспечения безопасности гипотетического «Зангезурского коридора», от которого, судя по январскому «боевому» интервью Алиева, в Баку (по крайней мере в качестве страховочного варианта на случай очередного обострения отношений с Тегераном) отказываться явно не собираются.
Надо полагать, в своей вполне логичной, обусловленной национально-корпоративными интересами политике на Апшероне вполне обоснованно надеются на правильное поведение партнёров в Ереване. «Известно, что существует проблема соединения Азербайджана и Нахичевани, и проводятся параллели с обеспечением этого соединения через территорию Ирана. И теперь, чтобы выйти из этих словесных игр, мы говорим, что готовы обеспечить связь Азербайджана с Нахичеванью на тех же условиях, на которых эту связь обеспечивает Иран. Мы готовы обеспечить как железнодорожное сообщение, так и дорогу», – заявил Пашинян 13 января, добавив, что в Ереване не против беспрепятственного передвижения, но таковое не означает нарушение законодательства. На фоне этих и других словесных упражнений поступает информация о закрытии в Мегри ряда государственных и медицинских учреждений с передислокацией их в Горис, с жаром опровергаемая провластным официозом, что само по себе не может не вызывать настороженности.
Как пишет политический обозреватель Евгений Крутиков, «тактика Баку откусывать немного по частям, обустраивая ситуацию так, чтобы Ереван как бы сам отказывался и от территорий и суверенитета, – машина, которую не остановить. Возможно, единственный ресурс, который остался у армянского народа, это диаспора (спюрк), в первую очередь самая многочисленная – российская. Но чтобы запустить какие-то механизмы сопротивления внешнему давлению и восстановления страны, нужна политическая воля. Если она у Пашиняна и есть, то направлена явно в другую сторону». Думается, именно этими соображениями обусловлены также и недавние призывы варчапета принять новую Конституцию Армении, создавшие «ожидания в Азербайджане».
Андрей Арешев