КАМАЗ в убытке: минус 20,8 млрд рублей за полгода
Первый вице-премьер Денис Мантуров полагает, что ключевая ставка ниже 15% является благоприятной для автомобильного рынка, который в настоящий момент находится в кризисе. Действительно, значение в <15% слышится постоянно от представителей разных отраслей: от строительства до банковской сферы. И уже через две недели «ключ» может подойти к нему вплотную: допускаю снижение ставки до 16%.
Но вернемся к автомобильном рынку. По итогам 7 месяцев продажи обвалились во всех ключевых сегментах:
- Легковые автомобили: 640,6 тыс. (-24% г/г)
- Легкий коммерческий транспорт: 44,6 тыс. (-20% г/г)
- Грузовые автомобили: 33,9 тыс. (-53% г/г)
В июле, правда, наметилось некоторое оживление рынка. Но, в основном, по легковым автомобилям, продажи которых сократились «всего» на 12% по отношению к прошлом году. А вот что касается LCV и грузовиков, то здесь просвета пока не видно.
И это является самым негативным моментом, поскольку транспорт двух этих сегментов является инвестиционным. То есть, приобретается компаниями либо для расширения, либо для поддержания текущей деятельности. Сокращение рынка грузовиков вдвое — катастрофа. Глава КАМАЗа Сергей Когогин еще 2 месяца назад заявлял, что это «не просто охлаждение рынка, это коллапс».
Разумеется, падение продаж не могло не сказаться на финансовом результате концернов. Так по итогам семи месяцев выручка АвтоВАЗа сократилась на 19% до 242,3 млрд рублей (показатели прибыли пока не раскрываются). КАМАЗ за первые 6 месяцев 2025 года сгенерировал убыток в 20,8 млрд рублей (по РСБУ). И, главное, у предприятий просто нет финансовых ресурсов для осуществления инвестиций. Ни в расширение выпуска, ни в НИОКР.
Понятно, что и текущую ситуации российские автопроизводители переживут, но время в очередной раз потеряно, а возможности — упущены. Зато «перегрев» победили.