Время социальной справедливости. Прогрессивная шкала — неизбежность
С 1 января 2021 года в России действует повышенная ставка НДФЛ для граждан, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год. Эта разница (между 15% и 13%) от >5 млн руб поступает в специализированный фонд «Круг добра», который закупает дорогостоящие лекарства для лечения детей с тяжелыми заболеваниями.
Изначально предполагалось, что в фонд будет перечисляться порядка 60-70 млрд рублей ежегодно. Однако уже в первый год стало понятно, что цифра будет значительно выше. По итогам 2021 года она составила 83 млрд рублей, а по итогам 2022 года — уже 132 млрд. Что касается 2023 года, то и здесь значение выросло — до 155 млрд рублей. По итогам 2024 года она может приблизиться к 200 млрд. Цифры весьма существенные.
Данная история в первую очередь показывает эффективность дальнейшего совершенствования прогрессивной шкалы налогообложения. Хотя ныне действующую систему де-факто таковой назвать нельзя, с формальной точки зрения мы имеем именно прогрессивную шкалу.
Все контраргументы, которыми оперировали системные либералы, оказались дутыми. Главное их обоснование против прогрессивного НДФЛ заключалось в том, что граждане якобы будут утаивать доходы и не работать в «белую». Подобный аргумент, действительно, мог быть принят. Но только в том случае, если бы мы жили в начале 2000-х годов, когда ещё отсутствовали цифровые технологии, способные отслеживать каждый рубль. В ФНС нынешний глава правительства Михаил Мишустин выстроил идеально работающую систему. Утаить крупные доходы и не заплатить с них налог практически невозможно.
Однако вернемся к «Кругу добра». Фонд третий год подряд тратит на соответствующие цели меньше, чем получает. В 2024 году, по подсчетам «Ъ» и учитывая будущие поступления, в распоряжении «Круга добра» окажется 364 млрд рублей. Это огромные деньги. И вины руководства организации в том, что они не в состоянии потратить весь объем нет. Просто изначально доходы Фонда предполагались одни, а оказались значительно выше.
Поэтому необходимо оперативно принимать решение об изменении принципов работы. Я не силен в медицинской теме, однако если есть возможность расширить перечень допустимых статей расходов «Круга добра», необходимо это делать. Например, разрешить Фонду заниматься закупкой лекарств и для других, не только орфанных заболеваний, увеличить возраст пациентов, скажем, с 18 до 25 лет и т.д.
Но имеется уверенность, что сумма поступлений все равно будет расти опережающими темпами. Учитывая рост денежной массы, рост зарплат и инфляционные процессы, в номинальном выражении все больше граждан начинает получать свыше 5 млн в год. Поэтому уже сейчас необходимо иметь представление, куда тратить деньги. Можно аналогичным целевым образом направлять средства на здравоохранение, сферу образования или же на демографические программы. Опыт прошедших трех лет доказывает эффективность подобного подхода.
И, разумеется, как уже написано выше, необходимо постепенно переходить к прогрессивной шкале НДФЛ. Аргумент, что люди с высокими доходами и так платят больше, не является состоятельным. Наоборот, по сравнению с гражданами с низким и средним уровнем дохода у них остается больше свободных средств после удовлетворение своих базовых потребностей. Да и эти базовые потребности (от продовольствия до жилья), естественно, удовлетворяются более качественными товарами и услугами. Даже если уходить от принципов социальной справедливости, то, как показывает опыт с НДФЛ в 15%, прогрессивная шкала дает хороший экономический эффект в виде существенных дополнительных поступлений в государственную казну.