Перспективы Sentinel: пока США вынуждены полагаться на все более устаревающее ядерное оружие

Перспективы Sentinel: пока США вынуждены полагаться на все более устаревающее ядерное оружие

Программа разработки новых межконтинентальных баллистических ракет страдает от задержек, что вынуждает США полагаться на все более устаревающее ядерное оружие для сдерживания Китая и России.

Ядерный арсенал Америки отстает от конкурентных систем, прежде всего, от создаваемых Россией. Программа межконтинентальных баллистических ракет (МБР) LGM-35A Sentinel сталкивается со значительными перерасходами и задержками, что привлекает нежелательное внимание к стареющему ядерному арсеналу США и резко контрастирует с быстрыми усилиями по модернизации почти равных противников Китая и России.

В этом месяце издание National Interest (TNI) сообщило, что межконтинентальная баллистическая ракета LGM-35A Sentinel, разработанная совместно ВВС США и оборонным подрядчиком Northrop Grumman , как ожидается, будет стоить на 37% дороже, чем первоначально планировалось, и для ее полного выполнения потребуется как минимум на два года больше времени, чем прогнозировалось ранее. TNI отмечает, что задержка с Sentinel потребует от ВВС США продления срока службы межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен-3», которые были поставлены на боевое дежурство в 1970-х годах и составляют один из трех основных компонентов ядерной триады США.

Замена наземного ядерного арсенала США, стоящих на позициях«Минитмен-3», официально уже превысила выделенный на их модернизацию бюджет в 95,8 миллиардов долларов из-за пандемии Covid-19 и инфляции. TNI отмечает, что перерасход средств обусловлен модернизацией всех имеющихся на вооружении 450 ракетных шахт и их командной инфраструктуры, включая прокладку 12 070 километров новых кабелей.

У Министерства обороны США (DOD) нет другого выбора, кроме как продвигать программу, затраты которой потенциально должны превысить 125 миллиардов долларов. TNI сообщает, что ВВС США ожидают новую стоимость и график поставки LGM-35A Sentinel к лету 2024 года, если программу будет разрешено продолжать. Предполагается, что LGM -35A Sentinel заменит LGM-30G Minuteman III к 2029 году и останется на вооружении до 2070-х годов. Система имеет модульную конструкцию и открытую архитектуру, что позволяет легко заменять устаревшие компоненты и достаточно экономично обслуживать ракеты.

Модульность конструкции также снижает затраты на техническое обслуживание, позволяя заменять подсистемы ракеты без перепроектирования всей системы вооружения. LGM-35A Sentinel имеет улучшенные функции безопасности благодаря использованию более легких композитных материалов для увеличения грузоподъемности.

Задержки в производстве LGM-35A Sentinel могут означать, что США придется полагаться на все более устаревшее ядерное оружие для стратегического сдерживания, в отличие от своих почти равных противников Китая и России, которые постоянно модернизируют свои ядерные арсеналы. Что еще более важно, у США могут возникнуть гораздо большие проблемы с производством ядерных боеголовок, чем с модернизацией систем их доставки.

В отчете Фонда наследия в этом месяце Роберт Питерс и Майя Кларк отмечают, что, хотя США создают новые системы доставки ядерного оружия с 2010 года, проблема заключается в самих ядерных боеголовках. Авторы отмечают, что последняя ядерная боеголовка США, W-88, поступила на вооружение в 1989 году, тогда как другие типы, такие как ядерная гравитационная бомба B-61, сошли с конвейера в 1963 году. Питерс и Кларк отмечают, что США не могут использовать плутоний из выведенных из эксплуатации боеголовок в новых, заявляя, что даже если период полураспада плутония составляет 24 000 лет, микроскопические изменения в плутонии боеголовок могут повлиять на безопасность хранения и взрывную мощность ядерного оружия. Они добавляют, что существующие в США плутониевые сферические оболочки, представляющие собой ядро ​​имплозивного ядерного оружия, были разработаны для старых видов оружия и могут не дать желаемых результатов при использовании в новом оружии.

В то время как США должны произвести 80 плутониевых боезарядов к 2026 году для модернизации своего ядерного арсенала по принципу «один к одному», нынешние мощности по их производству в США свидетельствуют, что производство подобного количества будет достигнуто не ранее 2030 года а, возможно, и не раньше 2040 года. Питерс и Кларк объясняют этот дефицит самоуспокоенностью, возникшей после холодной войны, нехваткой квалифицированных специалистов-ядерщиков, слабой промышленной инфраструктурой и ограничительными экологическими нормами, касающимися переработки плутония.

В статье Scientific American за декабрь 2023 года Сара Скоулз отмечает, что последний раз в США плутониевые заряды производились в конце 1980-х годов. Учитывая этот дефицит, Скоулз упоминает, что Национальная администрация ядерной безопасности США планирует ежегодно строить 50 новых зарядов на площадке Саванна-Ривер в Южной Каролине и 30 в Национальной лаборатории Лос-Аламоса в Нью-Мексико. Она отмечает, что первые новые заряды будут предназначены для новой боеголовки W87-1, которой будет оснащен LGM-35A Sentinel.

Скоулз упоминает, что, поскольку плутоний был впервые получен 80 лет назад, никто не знает, что произойдет с элементом после этого момента. Она говорит, что JASON, секретная группа ученых, сообщила правительству США в 2007 году, что американские плутониевые заряды прослужат десятилетия дольше, что подразумевает отсутствие новой необходимости в производстве новых. Однако в 2019 году JASON изменила свою позицию, призвав правительство США возобновить производство плутониевых зарядов параллельно с целенаправленной программой по изучению старения плутония.

Скоулз указывает, что исследования Национальной администрации по ядерной безопасности США предсказывают, что плутониевые заряды могут прослужить 150 лет, но признает, что их деградация может привести к неожиданным дефектам. Кроме того, Скоулз отмечает, что возобновление добычи на карьерах в США оказывается сложной задачей, отмечая, что усилия Лос-Аламоса отстают от графика на год, а Саванна-Ривер — на пять лет.

В отличие от США, Китай полным ходом занимается производством расщепляющихся материалов, одновременно расширяя и модернизируя свой ядерный арсенал. В отчете Федерации американских ученых, опубликованном в этом месяце, Ханс Кристенсен и другие авторы отмечают, что, хотя Китай прекратил производство оружейного плутония в 1980-х годах, он объединил свои гражданские технологии и оборонно-промышленные базы и, вероятно, будет закупать плутоний из гражданских реакторов. По словам авторов, в их число входят два реактора на быстрых нейтронах CFR-600, строящиеся в Сяпу в провинции Фуцзянь.

Кристенсен и другие отмечают, что первый реактор, возможно, скоро начнет работу. Однако они говорят, что он не вырабатывает электроэнергию и не подключен к электросети, а второй реактор планируется ввести в эксплуатацию к 2026 году. Авторы статьи отмечают, что как только оба реактора будут введены в эксплуатацию, они смогут позволить Китаю производить 330 килограммов плутония ежегодно, что соответствует оценкам США, согласно которым к 2035 году Китай будет иметь более 1000 дополнительных ядерных боеголовок помимо своего нынешнего предполагаемого арсенала в 500 единиц.

Габриэль ОНРАДА

26 ЯНВАРЯ 2024 Г.