Парламент Турции ратифицировал вступление Швеции в НАТО
После ратификации Турцией Венгрия остается единственной страной, препятствующей вступлению Швеции в трансатлантический альянс.
Во вторник парламент Турции ратифицировал долгое время откладывавшееся вступление Швеции в НАТО.
Расширение было одобрено большинством голосов, в то время как несколько оппозиционных партий, а также исламистские партии, входящие в избирательный альянс турецкого президента, проголосовали против.
Из 346 законодателей, присутствовавших на заседании, 287 проголосовали за вступление Швеции, 55 – против, а четверо воздержались.
Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон приветствовал этот шаг, который занял более полутора лет. «Сегодня мы стали на один шаг ближе к тому, чтобы стать полноправным членом НАТО. Положительно, что Великое Генеральное собрание [Турции] проголосовало за вступление Швеции в НАТО», – написал он на сайте X.
«Я очень ценю решение турецкого парламента одобрить вступление Швеции в НАТО», – заявил посол США в Анкаре Джефф Флейк после ратификации.
Процесс ускорился в прошлом месяце после телефонного разговора между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом США Джо Байденом, для которого расширение НАТО стало ключевым вопросом внешней политики после начала конфликта в Украине в феврале 2022 года.
Выступая во время дебатов, которые заняли более четырех часов, Фуат Октай, законодатель от правящей партии Эрдогана, сказал, что президент инициировал процесс ратификации, учитывая «уровень обязательств, выполняемых Швецией в подлинном виде».
«Мы поддерживаем расширение НАТО, потому что это увеличит силу и сдерживание альянса, а также создаст зону безопасности и стабильности, от которой выиграет и наша страна», – сказал Октай, который также является главой парламентского комитета по международным отношениям.
Главный союзник правящей Партии справедливости и развития (ПСР), Партия националистического движения (ПНД), также поддержала законопроект.
В то же время союзники Эрдогана по исламистскому движению – партии «Новое благоденствие» (YRP) и «Курдское свободное дело» (HUDA PAR), а также оппозиционная исламистская партия «Фелисити» (Saadet) – проголосовали против протокола. Одной из причин было то, что они назвали бездействием НАТО в отношении нарастающего гуманитарного кризиса в Газе.
Оппозиционная «Хорошая партия» также выступила против расширения альянса. Пресс-секретарь партии Курсад Зорлу заявил законодателям во время дебатов, что его партия поддерживает политику открытых дверей Турции для НАТО, но утверждает, что Стокгольм не в полной мере учитывает проблемы национальной безопасности Анкары. Две левые партии и центристская Демократическая партия также проголосовали против расширения.
Бесплодная сделка
Основная оппозиция, Республиканская народная партия (РНП), и другие оппозиционные партии, в свою очередь, подвергли сомнению зигзаги политики правительства, поддержав присоединение Швеции к НАТО.
«Мы критикуем то, что, как и в любом другом деле, правительство и его союзники превратили этот вопрос в бесплодную сделку для внутреннего потребления», – заявил депутат от РНП Утку Какирозер, выступая перед голосованием.
«На самом деле, мы могли бы добиться гораздо более масштабных стратегических, многомерных выгод от этих переговоров с помощью хладнокровной дипломатии, направленной на установление доверия и предсказуемости с дипломатическими партнерами».
Между тем, третья по величине партия Турции, прокурдская Партия народного равенства и демократии (ПНРД), ранее известная как ДПН, воздержалась от голосования.
Законодатели ПНРД подвергли критике давление Анкары на Стокгольм с целью пресечения деятельности курдских активистов, проживающих в Швеции, что является ключевым требованием Турции к Швеции в обмен на поддержку членства этой скандинавской страны в альянсе.
Законодатель Килич Коджигит обвинил турецкое правительство в том, что оно заключило «уродливую сделку» со Швецией из-за курдов.
Ратификация соглашения Турцией вступит в силу после его публикации в Официальном вестнике. Согласно турецкому законодательству, у Эрдогана есть 15 дней на рассмотрение, прежде чем отправить документ в Бюллетень.
Стокгольм внес изменения в свою конституцию и законы о борьбе с терроризмом, чтобы удовлетворить требования Турции в области национальной безопасности, в обмен на «зеленый свет» на вступление Швеции в трансатлантический альянс. Однако ратификация соглашения Турцией была отложена из-за целого ряда препятствий, в том числе из-за того, что Анкара хотела получить гарантии по поводу предстоящей закупки 90 новых истребителей F-16 у Соединенных Штатов.
Турция, член НАТО со вторыми по численности вооруженными силами после США, объявила в 2021 году о своем намерении приобрести 40 новых истребителей F-16 и около 80 комплектов для модернизации имеющихся у нее самолетов указанного типа, за 20 миллиардов долларов. Администрация Байдена публично одобрила продажу в прошлом году, но Госдепартамент до сих пор не предоставил Конгрессу США официального уведомления о сделке. (Турция уже получила 30 комплектов модернизации – прим.).
Вашингтон на прицеле
После телефонного разговора с Байденом Эрдоган заявил, что американский лидер заверил его, что сделка будет завершена после ратификации Турцией членства Швеции в НАТО.
Отказавшись от политики военного неприсоединения, Швеция вместе с Финляндией объявила о своем желании вступить в НАТО в мае 2022 года. Оба скандинавских государства были официально приглашены в НАТО в июне 2022 года на саммите альянса в Мадриде. Заявки двух стран на вступление в НАТО были восприняты как попытка укрепить безопасность после начала конфликта в Украине.
Турция, в свою очередь, выдвинула ряд требований в обмен на свое согласие на расширение НАТО, поскольку процесс принятия решений в альянсе основан на консенсусе.
Анкара потребовала от северных стран провести широкомасштабные репрессии против групп и отдельных лиц, которых она считает "террористами", включая курдские движения, и снять фактические ограничения на продажу оборонной продукции, введенные обеими странами в отношении Турции из-за ее военных операций на севере Сирии против возглавляемых курдами Сирийских демократических сил, главного союзника возглавляемой США международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» (запрещено в РФ – прим.).
Бесконечная сага
После отмены эмбарго на поставки оружия Турции Финляндия стала членом альянса в апреле 2022 г. А вот процесс вступления Швеции в альянс превратился в бесконечную сагу. Несмотря на то что Стокгольм внес поправки в законы о борьбе с терроризмом и в конституцию страны, чтобы снять озабоченность Анкары, серия демонстраций курдских активистов против турецкого правительства и акции протеста против сожжения Корана в Швеции, сорвали этот процесс.
Анкара также воспользовалась случаем, чтобы высказать давние претензии к своим союзникам по НАТО, включая то, что она назвала «отсутствием поддержки со стороны альянса в борьбе Турции с терроризмом». Она также затронула тему эмбарго на поставки оружия другими странами НАТО, в том числе Нидерландами и Канадой, а также свою готовящуюся заявку на поставку F-16 в рамках переговоров.
Чтобы убедить Анкару принять Швецию, альянс НАТО впервые в истории учредил должность специального координатора по борьбе с терроризмом. В прошлом году Нидерланды сняли с Турции ограничения на оборонные продажи.