Казахстан: жить будет хуже, жить будет тяжелее
«Многовекторный» колониализм на марше
30 января министр национальной экономики Казахстана Алибек Куантыров заявил об увеличении тарифов на электроэнергию и воду. «В целом средний рост 20-30 процентов в зависимости от субъекта, насколько он изношен», – сообщил чиновник о планах по увеличению тарифов на электричество. Он добавил, что подорожает и вода. Тарифы планируется увеличить, так как сейчас «низкие чеки».
«Например, 200-300 тенге или 500 тенге платят люди. Здесь можно чуть более агрессивно повышать. Иначе просто вода поступать не будет, поэтому сети надо ремонтировать», – дополнил министр.
По его словам, на энерготариф влияет много факторов. В первую очередь – цена стратегических ресурсов, например угля. Производство энергии в тарифе составляет 60-61%, все остальное – логистика.
Министр отметил, что тарифы будут повышаться в течение года в зависимости от поступления заявок. Алибек Куантыров также упомянул важность экономии питьевой воды. В начале января в МНЭ сообщали, что в 2024 году в Казахстане планируется ввести социальные нормы потребления коммунальных ресурсов. Ранее сообщалось, что в Казахстане рассматривают заявки на повышение тарифов на электроэнергию.
Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ознакомился с ходом строительства объектов водоснабжения города Алма-Ата и отметил, что обеспечение водоснабжением города Алматы – это приоритетная задача, имеющая общегосударственное значение.
«Казахстан – вододефицитная страна. Нам нужна общестрановая программа по обеспечению питьевой водой. Нельзя использовать питьевую воду для полива садов. Должны применяться водосберегающие технологии, нужно внедрять культуру бережного потребления воды. Конечно же, нужно искать новые подземные источники воды. Жители Алма-Аты часто обращаются ко мне с жалобами на нехватку воды. Поэтому должна быть комплексная, системная работа», – сказал Токаев.
В 2024 году в Казахстане планируется ввести социальные нормы потребления коммунальных ресурсов, сообщили в Министерстве национальной экономики Казахстана. Целью введения норм потребления является повышение культуры экономного потребления коммунальных ресурсов, а также обеспечение условиями жизнеобеспечения будущих поколений, пояснили в ведомстве.
В Казахстане и других республиках Центральной Азии самая дешевая в мире вода и самое высокое ее потребление. Власти Казахстана решили, что дальше так жить нельзя. Население должно больше платить за воду и меньше её расходовать.
В рамках плана мероприятий по социально-экономическому развитию Алматы планируется внедрение дифференцированного тарифа в сфере водоснабжения с определением оптимальной нормы потребления на основе международного опыта, разработка и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения города на перспективу до 2040 года.
Пока ничего не сообщается о возможных повышениях тарифов на газ. Это и понятно, ведь именно повышение платы за газ стало одной из причин январского путча в 2022 году.
Что касается тарифов на электроэнергию, то на них влияет, как верно сказал министр экономики республики, цена стратегических ресурсов, в частности угля.
Казахстан входит в топ-10 стран по доказанным запасам угля в размере 29,4 млрд тонн (или 2,4% мировых запасов), где 2/3 приходится на бурый уголь, 1/3 – на каменный уголь.
Крупнейшие угольные бассейны расположены в центральной и северной частях страны: Экибастузский (10 млрд тонн), Карагандинский (6,9 млрд тонн) и Тургайский (5,9 млрд тонн) (77,5% разведанных запасов угля).
Угольная отрасль республики сможет обеспечить Казахстан энергетическим и коксующимся углем еще три столетия.
Но ее рентабельность искусственно снижают из-за планов перехода к зеленой экономике, включая в отраслевые затраты мифический ущерб экологии.
Россия будет строить в Казахстане три ТЭЦ, это позволить снизить дефицит электроэнергии, но искусственное занижение рентабельности отрасли будет нагнетать дальнейшее повышение тарифов на электроэнергию.
Что касается водосберегающих мероприятий правительства, то они дадут прибавку лишь одного процента водных ресурсов.
Совершенно очевидно, что власти республики не имеют никаких эффективных планов реформирования падающей экономики страны, и намерены спасать ситуацию за счёт населения.
Еще один путь продления существования сырьевой модели экономики – распродажа природных ресурсов западным ТНК. По мере углубления экономического и социального кризиса Астана отдает Западу все больше своих природных богатств.
С момента независимости Страна Степей является сырьевой колонией Запада, использующего республику вроде бы для нужд «зелёной экономики», а в реальности – для насыщения западного ВПК необходимыми ресурсами, о чем практически признался в своём выступлении президент Токаев. Вот что он заявил 1 декабря 2023 года в ходе Всемирного климатического саммита в Дубае: «По мере декарбонизации мира в ближайшие десятилетия важнейшие минералы, включая редкоземельные, станут незаменимыми. Казахстан готов стать основным поставщиком этих минералов переходного периода».
Здесь имеется в виду передачу американским, британским и европейским корпорациям более 60 уже разведанных месторождений редкоземельных металлов, помимо того, что им дали право на проведение геологической разведки на всей территории страны и возможность сразу же заключать концессию на добычу в случае обнаружения ими новых залежей этих стратегических полезных ископаемых.
«Все эти сделки осуществляются секретно за спиной народа посредством подписания кабальных Соглашений о разделе продукции и контрактов по недропользованию», – пишет казахстанский политолог Айнур Курманов.
«Во время саммита С5+1 в Берлине в конце сентября 2023 года глава государства предложил создать специальный Консорциум по добыче редкоземельных металлов, который бы объединил германский и западные горнодобывающие компании.
И вот теперь эта заявка об особой роли Казахстана уже на международном форуме, проводимого по идеологическим лекалам англосаксов, призванного якобы снизить выбросы парниковых газов за счёт ограничения развития индустрии и энергетики развивающихся стран и навязывания им дорогостоящих зелёных технологий», – пишет Курманов.
Нельзя с ним не согласиться, что это ни что иное как «многовекторный неоколониализм в чистом виде».
Токаев полностью до мельчайших деталей повторяет действия Назарбаева в 1990-2000 года, передавая контроль над стратегическими месторождениями западным корпорациям, цинично называя редкоземельные минералы «новой нефтью».
Казахстан становится поставщиком ресурсов для американского и европейского ВПК, действуя тем самым вопреки интересам России и Китая. На фоне разрастающейся ожесточённой конкуренции и противостояния между Вашингтоном и Пекином, Астана отдает свои недра англосаксам, потерявших китайские поставки, рассчитывая получить от них геополитические преференции.
По итогам климатического саммита Вашингтоном и Астаной было подписано совместное заявление о борьбе с выбросами метана, которое на самом деле ведёт к установлению контроля и даже внешнего управления над казахстанскими предприятиями в сфере добычи нефти, угля и других ископаемых.
Документ готовился специальным посланником президента США по климату Джоном Керри, в котором оговаривается «поддержка» внедрения регулярного обнаружения и устранения утечек метана в «КазМунайГаз» и его дочерних и зависимых организациях.
«Соединённые Штаты намерены работать с партнерами над мобилизацией инвестиций для поддержки достижения полного потенциала снижения выбросов метана в нефтегазовом секторе Казахстана, что потребует не менее 1,4 миллиарда долларов США общих расходов до 2030 года по оценкам Международного энергетического агентства, и стимулировать инвестиции в дополнительные возможности снижения выбросов метана в атмосферу в различных секторах»,
– говорится в тексте заявления.
Речь идёт о покупке и поставке дорогостоящего американского оборудования, которое в итоге будет оплачено казахстанским правительством, так как данные кредиты будут возвратными, что в итоге скажется на себестоимости добываемого сырья.
Таких примеров, к сожалению, можно приводить очень много. Казахстан идет по пути медленной, но верной колонизации коллективным Западом, что рано или поздно приведёт к истощению природных богатств и гуманитарной катастрофе в крупнейшей по территории стране Центральной Азии.
Тимур Гараев