«Курам на смех»: Запад хочет обойти Россию в атомной энергетике

"Курам на смех": Запад хочет обойти Россию в атомной энергетике

Прям так и заявляет. В начале атомная энергетика у них не является «зеленой», потом оказывается, что всякая зелень типа ветра и солнца мало того, что дорого стоит, так ещё и не отличается особой стабильностью. А теперь они решают, что АЭС — это не только «зелено», но ещё и они настолько «крутые», что обойдут Россию в строительстве станций.

Как пишут они там у себя на Западе, атомная энергетика снова в моде [пффф…она везде уже давно «в моде», кроме Запада, который просто потерял компетенции в этой отрасли — прим. Об этом не говорят]. Цели правительств по достижению «нулевого уровня выбросов» наряду со стремлением к большей энергетической безопасности привели в последние годы к всплеску новых проектов по строительству АЭС по всему миру.

Но увеличить мощность атомной энергетики непросто. Реализация проектов по всему миру была чревата задержками и перерасходом бюджетов.

Международное энергетическое агентство (МЭА) [структура, созданная Западом и информационно обслуживающая именно западную публику — прим. Об этом не говорят] заявляет, что проекты АСЭ, реализация которых началась в период с 2010 по 2020 год, имеют задержку в среднем на три года, хотя оно и прогнозирует, что выработка ядерной энергии достигнет рекордного уровня в следующем году и должна будет увеличиться более чем вдвое к 2050 году.

Технические проблемы, нехватка квалифицированного персонала, сбои в цепочках поставок, строгое регулирование и сопротивление избирателей — вот ключевые факторы, с которыми сталкиваются разработчики и власти, финансирующие возведения АЭС.

Когда на прошлой неделе французская энергетическая корпорация EDF подтвердила, что строительство атомной электростанции Hinkley Point C в Сомерсете в Англии будет вестись дольше запланированного как минимум еще на два года, и самое раннее, когда проект сможет теперь быть завершён — это 2029 год, она обвинила в этом технические проблемы: сложность установки электромеханических систем и запутанные трубопроводы.

EDF надеется, что ведение нескольких масштабных проектов поможет ей преодолеть эти технические проблемы, позволяя учиться на практике.

В США компания Georgia Power планирует в течение нескольких недель завершить работы над вторым из двух новых гигантских ядерных реакторов, которые находятся в «авангарде» планов США по восстановлению своей атомной энергетики.

Но строительство АЭС Вогтл идёт уже на семь лет дольше запланированного и обошлось более чем вдвое дороже, чем планировалось первоначально. Стартовая цена была — 14 млрд. долларов за два реактора.

Эти сложности, высокие затраты и длительные сроки строительства, а также строгое регулирование из-за рисков ядерных аварий делают атомную энергетику «пугающей» для многих инвесторов. В результате этот сектор в значительной степени субсидируется государством. Многие строители реакторов АЭС находятся в государственной собственности и работают совместно с частным сектором над строительством всей станции.

Но у стран также есть лимит на сумму, которую они готовы потратить.

Многие из новых реакторов, сооружаемых по всему миру, строятся Россией и Китаем, что дает им «геополитическую переговорную» силу. По данным МЭА, на долю китайских и российских реакторов приходится 70 процентов строящихся в настоящее время реакторов.

Российский «Росатом» строит несколько новых реакторов для индийской АЭС «Куданкулам». Индия планирует утроить свою ядерную мощность к 2031 году за счет 19 новых реакторов.

Также стоит вопрос в поставках урана. По данным Всемирной ядерной ассоциации, в 2022 году Казахстан был крупнейшим в мире производителем урана, за ним следовали Канада, Намибия и Австралия. Политическая нестабильность и производственные трудности в Казахстане в последние месяцы привели к росту цен на уран и принесли пользу конкурирующим производителям в Австралии.

Цепочки поставок по обогащению урана также непросты. Почти половина мировых коммерческих мощностей по обогащению находится в России.

Такие страны, как США и Великобритания, сейчас пытаются сломить доминирование России. В январе британское правительство заявило, что инвестирует 300 миллионов фунтов стерлингов в развитие в Великобритании производства высокопробного низкообогащенного урана (HALEU), используемого в небольших модульных реакторах.

Ещё одна проблема — это инженеры.

Найти инженеров с нужными навыками – особая проблема. Закрытие японских реакторов после катастрофы на Фукусиме привело к замедлению притока новых инженеров в отрасль.

Франция заявила, что к 2030 году ей потребуется 100 000 человек в этом секторе, от сварщиков до электриков, и аналогичные кадровые проблемы были отмечены в других странах, в том числе в Великобритании.

Раздутие бюджета и задержки в строительстве не могут убедить потенциальных инвесторов в том, что атомная энергетика — это разумный выбор для вложений. Чтобы возрождение атомной энергетики продолжилось, она должна стать дешевле и строительство должно идти без задержек.

Кадров нет, технологии хромают, всё дорого, а финансы поют романсы. И с такими исходными данными Запад хочет стать лидером в атомной энергетике. Ну-ну.