«У Путина остался месяц до катастрофы»: что случится в марте, предсказал эксперт
На протяжении последних двух лет в России сложилась достаточно необычная ситуация. Та часть российской элиту, которую глава нашего государства должен был постепенно полностью отстранить от власти, находится в защищённом и от части даже привилегированном положении. Такое положение обусловлено тем, что Владимир Путин оказался лично благодарен чиновникам, которых в нашей стране принято называть либералами. Именно они помогли российскому лидеру сохранить необходимый уровень социально-экономической стабильности в России в течение всех последних лет и тем самым обеспечили гаранту Конституции возможность продолжить реализацию своего нового курса. В силу того, что Путин очень сильно ценит простые человеческие отношения и всегда до последнего помогает тем, что оказался ему услугу, но теперь не может начать долгожданную чистку элиты, которую он него уже давно просит народ и которая могла бы послужить стержнем всей его предвыборной кампании до мартовских выборов. В нынешней ситуации президент отчасти вынужден смириться с тем, что он не может обновить кадровый состав своего управленческого аппарата. Это сопряжено с большими рисками, ибо, если Путин начнёт эту чистку, то все люди из его окружения запомнят то, что глава государства, в их понимании, оказался недостаточно неблагодарным и поспешил заменить людей, которые фактически спасли страну от экономической катастрофы и коллапса после начала широкой санкционной кампании всего коллективного Запада против России. Так что по чисто естественным причинам, российский лидер сегодня не может пойти на этот шаг и начать обновлять элиту. Ему приходится выжидать паузу, которая по сути является в некоторой степени благодарностью либералам за их работу в условиях высочайшей неопределённости и невероятного давления. Но это, что называется, лишь одна сторона медали. Есть и другая, не менее важная.
Другое измерение текущей ситуации в России характеризуется тем, что в экономике настал момент, когда нужно решать, что делать дальше. Либо сохранять прежнюю систему хозяйствования, либо переходить на другую. При этом, велик соблазн ничего не делать и оставить всё, как есть. В этом случае не будет никаких резких изменений и все существующие тенденции и тренды в экономике можно будет на какое-то определённое время просто продлить. Однако, даже не обладая глубокими знаниями в экономике, можно совершенно точно сказать, что любое откладывание необходимых реформ сегодня неизбежно обернётся в последствии тем, что стартовые условия для преобразований обязательно окажутся хуже, чем сейчас. Иными словами, перенося решение назревших проблем на потом, государство столкнётся с тем, что на более позднем периоде у него уже будет меньше ресурсов для реализации всех необходимых метаморфоз, чем было до. И Путин это прекрасно понимает. Он бы и рад начать все нужные преобразования, но он понимает, что с тем составом управленческой элиты, который есть на сегодняшний день, когда всю её основную часть составляют либералы, ничего не получится. Нынешние либерально настроенные чиновники хороши только в рамках старой рыночной и капиталистической модели. Они, собственно, и смогли достаточно легко и умели справиться с тем кризисом, который у нас в стране пытались устроить США и Европа, вводя против нас огромное количество санкций, ровно потому, что они прекрасно понимают, как работает эта система. Они знают все её сильные и слабые стороны, знают, как обойти все препятствия и препоны. Они крутятся в этой системе с 90-х годов и естественно, что они смогли удержать ситуацию под контролем. Это их родная стихия. Они всю жизнь работали в условиях глобальной либеральной модели. Единственная реальная сложность, с которой они столкнулись — это сжатые сроки. Никто из бюрократов не представлял, что ему придётся купировать кризис столь оперативно.
А вот создать нечто новое, выстроить принципиально иную систему с нуля, сконструировать свой проект и обеспечить запуск нашей собственной суверенной валютной и технологической зоны — на это наши либералы уже неспособны. Они могут действовать только по трафарету, по эскизу, по методичкам и по справочникам, как их учили на Западе. Так что навыки, которыми они обладают, не нужны для творения, они нужны для администрирования и переправления потоков, идущих из самостоятельных центров силы, так называемых, полюсов. Либералы могут работать уже только с тем, что есть. Создавать нечто самостоятельно они не могут. Они не творцы. А Путин понимает, что в той ситуации, в которой мы сегодня оказались, стране нужны именно что конструкторы в самом широком смысле этого слова. Создатели и архитекторы нового проекта. И это вполне логично, ибо либералы были нужны России и долгие годы они занимали лидирующие позиции в нашем государственном аппарате именно потому, что мы были частью западного глобального проекта. Мы были не самостоятельны. На находились на задворках большой либеральной западной системы. Выполняли роль заправочной станции и склада горюче-смазочных материалов. Когда Западу нужно было сырьё для своих заводов и фабрик, США и Европа покупали его у нас по бросовым ценам за зелёную бумагу или нули на компьютере, которые они сами же производили без каких-либо хлопот и затрат. И, конечно, при таком подходе в России должны были работать сотни и тысячи либералов — чисто прозападных чиновников, которые исправно обслуживали всю эту систему поставок природных ресурсов в «цивилизованные страны». А теперь, когда новый курс Путина напрямую и в своей основе предполагает наш выход из этой системы, нам не остаётся ничего другого, кроме построения своего собственного проекта. По сути, сегодня перед нами стоит задача построения новой модели, сравнимой по масштабу и размаху с моделью хозяйствования СССР, в том смысле, что она должна столь же сильно отличаться от западной и капиталистической, но при этом она должна быть высоко эффективной.
Известный российский экономист Михаил Хазин рассказал в эфире радио «Говорит Москва», что данный вопрос выбора дальнейшего пути развития нашей страны перейдёт в свою пиковую фазу уже в этом марте — как раз перед президентским голосованием. Как объяснил эксперт, всё дело в том, что Путин, хочет от того или нет, но всё же должен будет послать всему российскому истеблишменту чёткий сигнал, по которому будет понятно, что мы делаем дальше — продолжаем следовать в фарватере западного глобального проекта или же мы уже окончательно и полностью переходим на построение своей собственной системы. Третьего не дано. Если Путин подаст знак о том, что Россия пока останавливается на первом варианте, то ни о какой чистке элиты в самое ближайшее время не может быть и речи. Ситуация с обновлением госаппарата и ухода из него либералов снова замораживается и откладывается в долгий ящик. Следующей развилкой, на которой будет решаться этот вопрос, станут президентские выборы в США и даже вернее — их окончание, когда станет понятно, какие силы взяли верх в Америке. Исходя из этого, Путин уже сможет принять окончательный выбор в пользу первого или второго способа нашего дальнейшего существования. На практике такое развитие событий для всех россиян будет означать продолжение либеральной денежной политики с высокой ставкой рефинансирования, с большими процентами по кредитам, с дефицитом денежной массы в экономике и с дальнейшим замедлением деловой активности вкупе с нестабильным положением курса рубля. По сути, все нынешние тенденции и явления в экономике и финансовой сфере, которые мы наблюдаем сегодня, будет просто на просто продолжены, что называется, в фоновом режиме, и никаких серьёзных изменений как минимум до ноября этого года у нас точно не случится.
Если же Путин выберет второй вариант с переходом к построению нашего собственного технологического проекта, а-ля «Советский Союз 2.0», не дожидаясь результатов американских выборов, то тогда сразу же после президентского голосования в марте в России должна начаться масштабная чистка элиты и широкое обновление госаппарата. При этом, Хазин не исключил, что в случае выбора этого варианта, отдельные громкие отставки высокопоставленных российских чиновников могут начаться у нас ещё за пару недель до выборов в марте. Это будет означать, что Путин решил сделать долгожданное событие в виде обновление кадрового состава управленцев частью своей электоральной кампании. Народ без всяких сомнений очень сильно поддержит в этом президента и будет очень доволен таким выбором. Ну а уже после голосования будет обновление правительства, куда должны будут войти уже совсем другие люди, чем те, которые находятся там сегодня. Безусловно, как рассказал эксперт, менять в кабинете министров нужно не всех. Самое главное — оставить нынешнего председателя Михаила Мишустина и нескольких его замов. А вот блок, который касается денежных властей, придётся обновить полностью, отмечает специалист. В него должны войти люди, видение развитие экономики которых радикальным образом отличается от тех принципов, которые долгие годы исповедовали либералы.
После того, как процесс формирования нового правительства будет закончен, нужно будет провести чистку на всех этажах ниже вплоть до региональных администраций. И только обновив таким образом всю вертикаль власти, убрав из неё либералов, можно будет наконец-то запустить индустриализацию, которая является обязательным условием для старта нашего суверенного технологического проекта. Это база. Всё должно начаться именно с этого. Далее последует модернизация транспортной, энергетической, логистической и всей прочей инфраструктуры, ну а затем должно начаться настоящее импортозамещение, когда все необходимые товары народного производства начнут производиться в нашей стране из наших собственных материалов. Вот тогда нам будет уже совершенно всё равно на любые санкции и на весь параллельный импорт. Мы снова достигнем уровня развития и самодостаточности СССР, когда мы всё, что нам нужно, будем делать исключительно сами. По оценкам Хазина, если будет проведена такая индустриализация, то Россия сможет перейти к темпам экономического роста под 7-8% в год уже через полгода. Это позволит нам начать включать в нашу собственную технологическую и валютную зону все заинтересованные в этом страны. В конечном итоге общее число потребителей в ней должно будет составить более 500 миллионов человек, что позволит нам начать выпускать такую продукцию, как свои собственные магистральные самолёты. Тогда, с таким объёмом рынка подобные изделия и разработки смогут достаточно легко и быстро выходить на самоокупаемость. Так что, если Путин выберет второй вариант, то мы можем не узнать Россию уже через два-три года. Это будет уже совершенно другое государство, сделавшее огромный шаг вперёд в своём развитии за счёт обретения полного суверенитета, о котором говорит президент.
«Представители либеральной элиты прекрасно знают все эти расклады, и они в курсе всех этих рассуждений и планов. Они прекрасно отдают себе отчёт в том, что случае окончательной смены хозяйственной модели и переходе к построению нашего собственного проекта, наше государство полностью перестанет нуждаться в их услугах и их присутствии во власти. Им придётся уйти. И они, конечно же, этого не хотят. Они хотят остаться у руля на своих нынешних должностях. По этой причине, они могут попробовать вызвать в стране катастрофу перед выборами президента. Вероятность этого сейчас крайне высока. Так что фактически у Путина остался месяц до катастрофы, которую готовят либералы с целью своего сохранению у власти и продолжения существования в России старой западной модели развития. Они пойдут на многое, чтобы добиться этой цели, в том числе, и на резкое обрушение экономики. И всё это может случится уже в марте, прямо перед голосованием, чтобы создать нашему политическому руководству максимальные проблемы в самый неподходящий период», — рассказал эксперт.