FPV дроны против БЭК, вариант борьбы с морскими беспилотниками
1 февраля украинские БЭК (без экипажные катера) потопили наш большой ракетный катер Ивановец. Сейчас многие строят догадки, что могло привести к потере катера? Вроде бы экипаж пытался отбиваться, маневрировал, но не смог уйти от гибели.
Ранее я писал в статье, что и как могло случиться. Немного дополню своим анализом картину произошедшего. Противник использовал большое количество БЭКов. По некоторым данным было до 10 штук. Возможно часть из них удалось уничтожить, но 3 точно попали в БРКт (большой ракетный катер) "Ивановец". Судя по кадрам, как минимум БЭК было не менее 4-5, так как один из них снимал гибель катера близко, а второй был на удалении.
Украинская сторона делала заявления, согласно которым она модернизировала свой беспилотный флот. Судя по тому, что экипаж катера вел огонь из стрелкового оружия и не смог повредить БЭК, украинские инженеры смогли частично бронировать корпус. Прирост веса самого необитаемого катера компенсировали снижением боевого заряда на борту.
Такой вывод можно сделать по ранее известным данным. Ранее БЭК мог нести до 200 кг взрывчатки (по данным украинских источников). Этого вполне достаточно уничтожить такой катер одним БЭК. Но тут было использовано несколько. Причем к затоплению нашего БРКт привел взрыв третьего БЭК. Возможно был и четвертый, мы этого не знаем.
Следующая доработка, возможно на БЭК применили элементы искусственного интеллекта. Если раньше, к месту атаки БЭК прибывали по отдельности, то сейчас их было несколько штук. То есть по всей видимости, было 2-3 катера-матки, которые управлялись операторами, остальные катера шли под их управлением.
Очень дорого все одноразовые катера оснащать дорогим оборудованием связи. Это можно делать через специальные блоки управления. То есть один БЭК имеет средства связи повышенной мощности и через него идет управление непосредственно дронами-камикадзе.
Зеленый кружек вероятное место боя, синие линии возможный маршрут движения БЭК.
Морской бой произошел в районе Дон-узлава, что находится на Крымском полуострове. От возможных баз, откуда могло идти управление БЭК приличное расстояние. Такого рода управление с суши может осуществляться на расстояние до 100-120 км. Это связано с особенностями изгиба земли. Стандартно считается, что прямая видимость возможна на 80 км. Если поднять антенну выше до до 100-120 км. Через какой то ретранслятор эту дальность можно увеличить.
То есть удаление от базы БЭК в Очакове примерно 250 км, от Одессы более 300 км. Возможно отправка БЭК осуществлялась из н.п. Черноморск или Южное. Там хорошие есть лиманы, позволяющие незаметно спускать их на воду.
Если БЭК-матка использовала терминал спутниковой связи, типа Старлинк, то управлять могли откуда угодно, даже из морской базы в Британии. Могли управлять через воздушный ретранслятор, такое так же возможно сделать с помощью БПЛА "Байрактар ТБ2". Вон мог висеть в нейтральных водах и передавать сигналы управления. Такое так же нельзя исключать.
Некоторые "специалисты" возмущаются, почему нельзя было использовать средства РЭБ? Мол они могли задавить каналы связи управление потеряло бы контакт с БЭК. Отвечу, РЭБ на таких катерах не совершенно. Его создавали под угрозы на море 70-80 и 90 годов прошлого века. БЭК это угроза 20-х годов 21 века. Сложно судить какой канал связи использовали, может быть Старлинк, а может быть цифровой канал стандарта НАТО Link 16. Он считается надёжным и защищённым. Средства РЭБ для подавления таких каналов пока что нет.
Тут вопрос есть еще, почему не применили постановку специальных аэрозолей, проще говоря дымы? Возможно средства наблюдения БЭК имеют хорошие тепловые камеры, способные находить цель в дыму.
По открытым источникам я не нашел гидроакустического оборудования на борту судна. По всей видимости для решаемых задач этого ему не нужно. Хотя такие плавсредства как БЭК издают много шума при переходе на высокие скорости движения.
Что можно использовать в борьбе с БЭК
В заголовке статьи я указал FPV дроны. Они могли бы успешно бороться с БЭК, даже теми, что имеют противопульное бронирование. Однако есть НО. Экипажу нужно знать заранее об атаке морских Дронов. Расчету FPV дрона необходимо иметь время для подготовки к запуску.
При массированной атаке нескольких БЭК, одному расчету будет сложно поразить все аппараты. Обычно оператор управляет одновременно одним БПЛА. Для работы со следующим аппаратом, нужно время для подготовки. Кроме того, БЭК это маневренная цель и во время атаки она быстроходная. Тут 50 на 50 возможность поразить БЭК.
Возможно бороться с БЭК с суши, но тут другая проблема, дальность надежной связи с БПЛА. Пока что FPV дроны могут доставать на расстояние до 10 км.
Что еще можно использовать в борьбе с БЭК? В предыдущей статье писал, что возможно использование ракет с ИК головкой самонаведения или по лазеру. Возможно использование телевизионного канала наведения. Но это в любом случае нужно время для подготовки. Если атака уже идет, то очень сложно применить ракеты с такими системами.
Возможно использование боевых лазеров, для порчи средств наблюдения. Они могут выжигать электронные матрицы приборов наблюдения. Для этого нужно точно попасть в прибор, лучем.
Хорошо могли бы поразить катер с помощью 6 ствольных автоматов установки АК 630. Там очень высокая скорострельность и плотность огня. БЭК от попадания 30 мм снарядов явно был поврежден.
В борьбе с любыми беспилотниками важную роль играет своевременное выявление опасности. Для этого патрульные корабли и катера, необходимо прикрывать с воздуха. И тут не важно что будет, вертолет, БПЛА или самолет. Важно экипажу своевременно получить информацию. Это даст возможность своевременно принимать меры к борьбе с БЭК.
Какой вывод можно сделать? В прибрежной морской зоне БЭК начинают играть важную роль. Эту опасность нельзя скидывать. Возможно скоро БЭК смогут нести торпеды или воздушные дроны, способные поражать цели на берегу. К этому нужно быть готовым.