Довела: Турецкая «Набиуллина» ушла в отставку
В Турции произошла очередная смена главы Центробанка. Уже ушедшая в отставку Хафизе Эркан заняла соответствующий пост лишь в июне месяце.
Если говорить кратко, то Эркан была креатурой глобалистов в лице МВФ. Причем это особо никто и не скрывал. Экс-глава турецкого ЦБ еще в 2001 году окончила «американский» Босфорский университет. Стажировалась в Гарвардской школе бизнеса, работала в Goldman Sachs и First Republic Bank (который некоторое время назад обанкротился).
Особо никаких уникальных смыслов в лоббировании Эркан не было. Также как и в других странах она должна была обеспечивать вольницу для западных спекулянтов, которые в условиях кризиса извлекают максимально возможные прибыли. Плюс с политической точки зрения контроль над финансовым сектором Турции позволяет держать в узде Эрдогана, который отнюдь не лоялен Вашингтону и нередко пытается играть в собственную игру.
Здесь же важно отметить, что до прихода Эркан на пост главы ЦБ ситуация в финансово-экономической сфере начала налаживаться. Низкая ключевая ставка (8,5%) в условиях полного раздолья для финансовых спекулянтов делала свое дело. Так, по итогам 2022 года ВВП Турции показал рост на 5,6%, а за шесть месяцев 2023 года показал ещё плюс 4% (г/г). Уровень инфляции также снижался. Если по итогам 2022 года он составил 72,3%, то к июню — 38,2%. И, главное, в Турции сохранялся неплохой объем инвестиций в реальный сектор экономики.
Однако мягкая денежно-кредитная политика — разумеется, не один инструмент. Важный, но не единственный. Основная проблема турецкой экономики заключается в огромном оттоке капитала. Отрицательное сальдо по торговле товарами компенсируется хорошим плюсом по торговле услугами. Но Турция постоянно имеет минус по платежному балансу. Те деньги, который зарабатывает экономика, она отдает вовне.
Поэтому одновременно с мягкой денежно-кредитной политикой необходимы серьезные ограничения на вывод капитала. Чтобы те деньги, которые зарабатывает страна, оставались внутри и работали на экономическое развитие и стабилизацию макроэкономических параметров.
Эркан сделала ровно наоборот. Еще больше либерализовала условия для работы финансовых спекулянтов, а также задрала ключевую ставку с 8,5% до 45% всего лишь за 8 месяцев! К слову, среди западных спекулянтов («инвестиционных фондов») активно работают на турецком рынке и такие знаменитости, как BlackRock и Vanguard. Какую доходность они получили по турецким облигациям, зная заранее, что будет делать Эркан (а, возможно, сами давали ей указания), остается только гадать.
Итог восьми месяцев работы Эркан вполне предсказуемый. Инфляция с июньских 38,2% (г/г) разогналась до 64,86% (г/г). Причем происходит это на высокой базе прошлого года. В месячном выражении рост тоже выглядит внушительно: январь 2024 к декабрю 2023 — плюс 6,7%. То есть, мы видим продолжающийся рост.
Выхода из этой ситуации у Эрдогана нет. Только гипотетический — порвать с глобалистами. Но на это турецкий президент не пойдет, так как шансы на успех невелики. Прозападные настроения среди представителей правящего класса велики, и с этим Эрдоган ничего не может сделать. Новым главой ЦБ Турции стал уже бывший зампред Фатих Карахан. От ушедшей Эркан он не отличается ничем. Тоже ориентирован на глобалистов и по удивительному совпадению тоже сделал карьеру в США (работал в Федеральном резервном банке Нью-Йорка).
А Эркан сделала свое дело. За восемь месяцев обеспечила банкирам с Wall Street огромные прибыли. Теперь может уходить с такой нервной работы и возвращаться в любимые Штаты. Берег турецкий ей явно не дорог.