Микроволновое оружие Raytheon предназначено для уничтожения дронов-камикадзе
Микроволновое оружие CHIMERA, создаваемое американским оборонным подрядчиком компанией Raytheon, начало успешно отслеживать статические и воздушные цели, приближая момент, когда это микроволновое оружие появиться на поле боя для борьбы с дронами. CHIMERA успешно завершила трехнедельные полевые испытания в Нью-Мексико, продемонстрировав способность системы противостоять воздушным угрозам со скоростью света. Микроволновое оружие компании Raytheon успешно продемонстрировало свою способность отслеживать и нейтрализовать цели на стратегических дальностях, что стало ключевым событием в области экономически эффективных решений точечной обороны от недорогих воздушных угроз, включая дроны-камикадзе.
Defense One сообщила , что экспериментальному микроволновому оружию удалось отслеживать и поддерживать мощный луч на различных статических и воздушных целях, что знаменует собой важный шаг на пути к созданию оружия точечной защиты, которое может сбить приближающуюся ракету или повредить ее электронику. Успешная разработка оружия направленной энергии (DEW) может принести решающую экономию средств для обороны США. ВМС США используют ракеты Standard Missile-2 стоимостью в несколько миллионов долларов для уничтожения поставляемых Ираном дронов, стоимость которых может составлять всего 2000 долларов за единицу. Defense One сообщает, что Raytheon планирует поставить два новых прототипа в этом году и еще один в 2026 году. В докладе, в частности, отмечается, что CHIMERA может быть эффективна против иранских беспилотников Shahed-136.
Недавние нападения на корабли и войска США в Красном море и Сирии показали острую необходимость в оружии направленной энергии, включая лазерное и микроволновое оружие, поскольку США и их союзники столкнулись с потенциально неустойчивой формой ведения войны.
Asia Times отмечает , что такие проблемы, как технологическая зрелость, отсутствие подходящих военно-морских платформ для такого оружия и многочисленные проблемы на промышленной базе DEW, препятствуют широкому внедрению лазерного оружия на борту военных кораблей США. Более того, Asia Times подчеркивает, что нынешние системы артиллерийской и противоракетной обороны имеют относительно низкие показатели попадания в цель артиллерийскими системами, а на вооружении стоят дорогие перехватчики, замена которых на ракетные системы требует длительного времени, с учетом также наличия зависимости цепочки поставок из Китая для энергетики.
В отчете Счетной палаты правительства США (GAO), опубликованном в апреле 2023 года, лазеры и мощное микроволновое оружие (HPM) сравниваются с точки зрения функций, физических характеристик, испытаний и летальности. Что касается функциональности, в отчете говорится, что лазеры воздействуют на физические компоненты, ослепляя оптические датчики или прорезая поверхности управления, поражая цели индивидуально. И, напротив, в отчете упоминается, что оружие HPM подает энергию, подавляющую критические компоненты, которые проводят электрический ток, такие как печатные платы, проникая в твердые объекты и поражая цели на большой площади. Что же касается физических характеристик, в отчете говорится, что мощность лазеров измеряется в киловаттах и обычно излучает инфракрасный и видимый свет, тогда как HPM работают в гигагерцах и в 10 000 раз дольше, чем лазеры.
В отчете GAO также указывается, что лазеры чувствительны к условиям окружающей среды, что придает особое значение испытаниям в оперативной среде в широком диапазоне условий. В то же время испытания оружия HPM показали более линейные результаты. В отчете говорится, что еще неизвестно, смогут ли результаты небольших лабораторных испытаний быть воспроизведены на более высоких уровнях мощности в оперативной среде.
В докладе упоминается, что летальность лазерного оружия зависит от количества энергии, передаваемой цели, которая зависит от времени фокусировки на ней лазера. Напротив, смертоносность оружия HPM зависит от пиковой выходной мощности, частоты микроволновых импульсов и используемой частоты.
Оружие HPM имеет явные преимущества и недостатки, особенно в отношении масштабируемости и технологической зрелости. В статье, опубликованной в январе 2022 года для Командования морских систем ВМС США , Кевин Когли упоминает, что мощные микроволны (HPM) могут оказывать постепенное воздействие, начиная от помех в электронике и заканчивая физическим разрушением электронных систем. Когли говорит, что оружие HPM уникально тем, что не наносит цели никаких внешних признаков повреждения во время боя. В отчете GAO США за май 2023 года отмечается , что оружие HPM может поражать несколько целей из-за большего размера луча, в отличие от лазеров.
Кроме того, Джон Татум в статье 2014 года для Центра информационного анализа оборонных систем США (DSIAC) отмечает, что масштабируемость микроволнового оружия сводит к минимуму сопутствующий ущерб, обещает незначительную стоимость выстрела и способствует развитию электрических носителей, транспортных средств и самолетов, которые могут обеспечивать необходимый источник питания. Asia Times отмечает , что до тех пор, пока американский эсминец DDG(X) не вступит в строй, у него может не быть идеальной военно-морской платформы для DEW, поскольку эсминцы класса Arleigh Burke уже исчерпали свой потенциал модернизации из-за ограниченного пространства. Тем временем крейсеры типа «Тикондерога» становятся все более устаревшими и неэкономичными в обслуживании.
В то же время оружие HPM имеет существенные недостатки. Анатолий Белоус и Виталий Саладуха в своей книге «Вирусы, аппаратное и программное обеспечение, троянские атаки и противодействие» (2020 г.) отмечают , что лучевое оружие HPM имеет низкую эффективность, большие потери в воздухе и ограниченную дальность действия в приземных слоях атмосферы. Белоус и Саладуха отмечают, что, в свою очередь, эти недостатки накладывают существенные ограничения на развитие наземных систем. В то же время они говорят, что большие размеры оружия HPM и огромное энергопотребление ограничивают его использование на космических платформах.
Несмотря на эти недостатки, технологические усовершенствования могут в конечном итоге позволить создать экономически эффективное и осуществимое оружие HPM. В июле 2022 года газета Asia Times сообщила об американском оружии High-Power Joint Electro Magnetic Non-Kinetic Strike (HIJENKS), малозаметной крылатой ракете с боеголовкой HPM, разработка которой стала возможной благодаря улучшениям в миниатюризации компонентов, работающих в суровых условиях.
Идея HIJENKS заключалась в разработке оружия для нейтрализации электронных целей и экономически эффективного оружия для поражения глубоко заглубленных целей, которые традиционные взрывчатые вещества не смогли бы уничтожить. Такое оружие может создавать импульс HPM, который может проходить через металлическую защиту подземных командных центров и выжигать чувствительную электронику. Однако он может быть неэффективен против низкотехнологичных противников, обладающих ядерным оружием, таких как Северная Корея. Северная Корея полагается в первую очередь на устаревшую артиллерию советских времен, на которую не повлияет взрыв HPM. Она хранит свой ядерный арсенал в подземных сооружениях, защищенных от HPM, и по-прежнему маловероятно, что атака HPM сможет сбить баллистическую ракету в полете.
Габриэль ОНРАДА
5 ФЕВРАЛЯ 2024 Г.