Краткое содержание: победа российской пропаганды на блюдечке
В Европе разразился ожидаемый лай информационных покровителей бандеровцев. Вот его образчик в одном из общеевропейских пропагандистских центов.
Хотя интервью бывшего ведущего Fox News Такера Карлсона с президентом России Владимиром Путиным ещё не вышло в эфир, его паломничество в Москву уже является крупной пропагандистской победой Кремля.
В видео, которое к полудню среды (7 февраля) собрало более 70 миллионов просмотров, Карлсон объявил, что берёт интервью у Путина. Это первое интервью, которое российский лидер дал представителю западных СМИ после его полномасштабного вторжения в Украину два года назад.
Карлсон, которого уволили из Fox News в прошлом году, раскритиковал западные СМИ за то, что они не попытались услышать точку зрения Путина, и заявил, что интервью будет опубликовано «неотредактировано» и «не за платным доступом» на его веб-сайте.
По его словам, с момента начала войны в Украине западные журналисты неоднократно брали интервью у президента Украины Владимира Зеленского, которого он ранее называл «диктатором».
«Большинство американцев понятия не имеют, почему Путин вторгся в Украину и каковы его цели сейчас, — сказал он. — Они никогда не слышали его голоса. Это неправильно».
Да, ни один западный журналист не брал интервью у Путина с начала войны. Но это, конечно, не из-за отсутствия попыток, а потому, что Кремль отказался предоставить доступ.
Этот факт должен сделать еще более очевидным, почему Карлсона – в отличие от всех других СМИ, запросивших интервью – приветствовали в Кремле. Маловероятно, что это будет та свободная и неконтролируемая среда, о которой говорит Карлсон. Это интервью было поставлено Путиным задолго до того, как он согласился на него.
Напоминание: настоящая журналистика, к сожалению, в путинской России является преступлением.
Тем, кто пытался рассказать о российской стороне этой истории, было отказано или они оказались в тюрьме, как, например, Эван Гершкович из The Wall Street Journal .
По меньшей мере тысяча независимых российских журналистов покинули страну с тех пор, как она вторглась в Украину из-за законов о цензуре, которые криминализируют любое освещение событий с критикой войны.
Неудивительно, что вскоре множество американских и российских журналистов назвали ерундой критику Карлсона предполагаемых недостатков западных и свободомыслящих российских СМИ.
Руководитель московского бюро FT Макс Седдон сказал, что было бы неплохо жаловаться на то, что недостаточно американских журналистов освещали российскую сторону вторжения, в то время как два американских журналиста «сейчас сидели в тюрьме именно за это».
«Неужели Такер действительно думает, что мы, журналисты, не пытаемся брать интервью у президента Путина каждый день с момента его полномасштабного вторжения в Украину?» Об этом сообщила Кристиан Аманпур, главный международный ведущий CNN. «Это абсурд — мы продолжим просить об интервью, как делаем это уже много лет».
Редактор BBC по России Стив Розенберг сообщил, что его СМИ «за последние 18 месяцев направили в Кремль несколько запросов. Нам всегда говорят "нет"».
«Бедный, бедный Владимир Путин, — ответил главный корреспондент Wall Street Journal по иностранным делам Ярослав Трофимов. — До сих пор ни у кого на Западе не было возможности услышать, как он объясняет все веские причины, по которым ему пришлось вторгнуться в Украину».
«Ни в речи, которая транслировалась в прямом эфире во всех глобальных сетях утром в день вторжения, ни в бесчисленном множестве других», — добавил Трофимов, имея в виду высказывания Путина, прозвучавшие 24 февраля 2022 года.
Энн Эпплбаум, американская журналистка и историк, отметила, что «многие журналисты брали интервью у Путина, который также часто выступает с широко освещаемыми речами. Интервью Карлсона отличается тем, что он не журналист, а пропагандист, имеющий опыт помощи автократам скрывать коррупцию».
Российские журналисты, многие из которых стали жертвами продолжающихся путинских репрессий, также выразили свое разочарование.
На вопрос в среду, почему Карлсону дали интервью, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков ответил: «У него позиция, которая отличается от других. Она никоим образом не является пророссийской и не проукраинской; она проамериканская. Но, по крайней мере, она резко контрастирует с позицией этих традиционных англосаксонских СМИ».
В последние годы Карлсон опубликовал более чем лестные интервью с президентом Аргентины Хавьером Милеем и премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, дав им возможность донести свою программу до сотен миллионов зрителей.
По умолчанию журналисты должны стремиться брать интервью у кого угодно – будь то диктаторы, террористы или серийные убийцы – но это должен быть акт конфронтации, а не мягкого удара.
Карлсон вряд ли станет нападать на Путина, задавая какие-то сложные вопросы, которые потребует нынешняя ситуация. Кроме того, Путин неоднократно «объяснял», почему он вторгся на Украину.
То, что он говорит, будет интересно для понимания того, как он намерен донести нынешнюю позицию России до западной аудитории.
Ещё более тревожным является то, что это предоставит ему платформу для бесконтрольной российской пропаганды среди американской общественности, поскольку она находится в преддверии масштабной битвы на президентских выборах между действующим президентом Джо Байденом и гораздо более дружественным Путину Дональдом Трампом.
Принимая во внимание, что Путин намерен максимально расширить разногласия внутри Соединенных Штатов, Карлсон проделает «отличную работу» по мобилизации избирателей Трампа – ажиотаж, который он создал, уже является победой Путина, преподнесённой ему на блюдечке.
© Перевод с английского Александра Жабского.