«День рассвета». Иран ждёт Су-35 как манну небесную и они, похоже, уже прибыли. Иранцы рассчитывают на них сейчас и надеются на Су-57
Ан-124 в тегеранском аэропорте «Мерхабад». Фото Atlaskhabar
«Днём рассвета» назвал недавнее прибытие самолёта Воздушно-Космических сил России Ан-124 «Руслан» в столичный международный аэропорт Мерхабад популярный иранский новостной портал Atlaskhabar. Как сообщают репортёры, есть серьезная надежда, что вместе с этим бортом в Тегеран прибыли первые истребители Су-35 из партии в 67 машин, анонсированных министерством Обороны Ирана. Российской публике не понять таких возвышенных чувств. Для нас поступление новых единиц техники в ряды ВКС процесс, конечно, приятный, но вполне рутинный. А у Ирана новые истребители, из-за бесконечных эмбарго, не поступали на вооружение уже более 30 лет. Последнее пополнение самолётного парка произошло, когда в ходе операции «Буря в пустыне» лётчики из соседнего Ирака перегнали 130 своих боевых самолётов, чтобы спасти авиацию от американских бомбёжек.
С тех пор у Ирана на вооружении имеются «двадцать девятые» МиГи и американские истребители 60-70гг Ф-14 «Томкэт» и Ф-4 «Фантом». И даже при том, что в последние десятилетия иранцы совершили впечатляющий технологический рывок в ракетной и беспилотной отрасли, с истребителями всё оказалось гораздо сложнее. Последняя попытка построить собственного воздушного бойца Kowsar вышла такой же безуспешной, как и прежние. «Ковсар» являлся всего лишь летающей репликой старого американского истребителя Ф-5″Тайгер-2″ и вскоре после презентации в августе 2018 года ушёл в небытие. Всего иранцам, путем обратного инжиниринга удалось создать 12 реплик Ф-5, которые фактически не летают.
Фото Аэрохаб
Попытки купить машины на стороне, даже у дружелюбно настроенного Китая, оказывались тщетными из-за многочисленных первичных и вторичных санкций. Надежда забрезжила лишь тогда, когда и Россия стала жертвой навязанных ограничений и грязной конкуренции со стороны Запада. На зависшую египетскую партию иранцы стали претендовать после неформального соглашения о взаимопомощи весной 2022 года. В апреле для ознакомления с машиной в Комсомольск-на-Амуре прибыла команда лётчиков-истребителей из Ирана, учившихся летать ещё на «Фантомах». Самолёт вызвал однозначно положительную оценку. Но только в ноябре нынешнего года руководство иранских ВВС доложило о полной готовности сделки по Су-35 и вертолётам Ми-28МНЭ для Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР). Командующий ВВС Ирана Хасан Шах-Сафи заявил, что понимает ситуацию, в которой оказалась Россия и не будет настаивать на сиюминутном исполнении контракта. Так что на Су-35 в Тегеране очень рассчитывают, и, вопреки обыкновению, готовы терпеть и ждать.
Су-35 во всеоружии. Фото МО РФ
В середине января появилась информация, что первые самолёты Су-35, из той самой партии, от которой под жестким нажимом США отказались египтяне, уже находятся в Жуковском и даже покрашены в соответствии требованием заказчика. Всего Тегеран планирует приобрести более 120 боевых самолётов. В 2019 году командование ВВС Исламской республики сообщило об интересе к истребителям Су-57. Согласно опубликованной информации, Иран хотел бы заполучить две эскадрильи новых «сушек», с ракетами Р-37М. Но это уже явно планы на будущее. Иран и без того получил самый современный истребитель поколения 4++. Его способности проверены и закалены в боях. На сегодня это самый результативный воздушный боец 21 века, и 6 февраля 2024 года одержал очередную победу. Так что Иран сделал хороший выбор, особенно с учётом того, что получит вместе с истребителями линейку современного авиационного оружия. С ним у Тегерана тоже были проблемы.