Агентура США в Казахстане — как «пятая колонна» Центральной Азии?

Агентура США в Казахстане — как «пятая колонна» Центральной Азии?

США готовят для Центральной Азии афганский бикфордов шнур, но поджечь его могут в Казахстане

16 февраля в столице Киргизии Бишкеке прошла шестая встреча секретарей Советов безопасности, посвященная афганской проблематике с участием представителей России, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Россию представлял секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

Обсуждались дальнейшие планы противодействия вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана, а также отмечена важность «заблаговременного принятия мер противодействия экспорту нестабильности из Афганистана в другие страны».

«Рассмотрены дополнительные меры в сфере пограничной безопасности, взаимодействия в интересах выявления и перекрытия источников и каналов финансирования терроризма. Достигнута договорённость об обмене информацией о деятельности террористических организаций и их сторонников на территории этого государства», – говорится в сообщении пресс-службы Совбеза РФ.

Запад ради сохранения своей гегемонии задумал создать крупный очаг нестабильности в Центральной Азии, заявил в ходе совещания Николай Патрушев, указав, что Запад включил Афганистан, где находятся около 20 террористических организаций с 23 тысячами боевиков, в свои геополитические авантюры:

«Афганистан является одним из звеньев в цепи бесконечных геополитических авантюр Запада. Основная ответственность за нынешнее тяжелое положение в Афганистане должна лежать на США и их союзниках».

За 20 лет своего оккупации страны «Вашингтон не сделал ничего для улучшения обстановки… Необходимо добиваться того, чтобы он взял на себя основные финансовые расходы по постконфликтному восстановлению афганской экономики. А этого, как мы видим, не происходит», – отметил секретарь Совбеза РФ.

В настоящее время Афганистан сталкивается с широким спектром вызовов и угроз. В стране действует более 20 террористических групп, подтвердил данные российской стороны президент Киргизии Садыр Жапаров, встретившийся с участниками встречи. По его словам, «самая активная и опасная» группировка – это запрещённое в РФ «Исламское государство».

Ранее эксперты Миссии ООН по содействию Афганистану, комментируя рост числа террористов в этой стране, указывали на прошедшие амнистии: правительство талибов за последние два года выпустило из тюрем несколько тысяч человек, многие из которых повторно примкнули к террористическим ячейкам.

Еще одна угроза – наркотрафик. «Поставки наркотиков афганского происхождения по традиционным маршрутам не ослабевают. По нашим оценкам, в краткосрочной перспективе следует ожидать контрабандных поставок наркотиков опийной группы из накопленных в прежние годы преступными группировками запасов», – рассказал в Бишкеке Николай Патрушев, отметив, что для противостояния угрозам с территории Афганистана необходимо «заблаговременное принятие мер противодействия экспорту нестабильности в наши страны». По словам Патрушева, необходимы коллективные усилия по охране границ в рамках Организации договора о коллективной безопасности и Шанхайской Организации Сотрудничества, а также обмен информацией о террористах.

Силовики остальных семи стран, участвовавшие в заседании, с этими тезисами согласились. «Достигнута договоренность об обмене информацией о деятельности террористических организаций и их сторонников на территории Афганистана», – отмечается в сообщении пресс-службы аппарата Совбеза РФ.

В своём выступлении С. Жапаров обозначил три ключевые проблемы Афганистана: помимо терроризма и наркотрафика упомянул он и слабую экономику. О том же говорил и Николай Патрушев: «Безработица достигла 95%. Около 23 млн афганцев нуждаются в экстренной продовольственной помощи. Свыше 4 млн внутренне перемещенных лиц фактически находятся на грани голода». По оценке Всемирного банка, за два года с момента прихода талибов к власти экономика Афганистана – и без того одной из беднейших стран мира – сократилась на 25%. Каждый второй житель находится за чертой бедности.

Ранее, 14 февраля в киргизской столице прошла встреча профильных дипломатов из ЕС и центральноазиатских республик. В частности, в Бишкек приехали спецпредставитель Евросоюза по Центральной Азии Тери Хакала и спецпосланник по Афганистану Томас Никлассон. По итогам переговоров с ними в МИД Киргизии не стали говорить о конкретных договоренностях, но заверили, что будут продолжать укреплять диалог «в целях обеспечения мира, стабильности и процветания в регионе Центральной Азии и Афганистане».

Интерес Евросоюза, равно как и Китая, к Центральной Азии не в последнюю очередь обусловлен обширными запасами редкоземельных металлов в регионе. Что же касается обеспечения стабильности в Центральной Азии, то Евросоюз в этом плане следует в фарватере США, разработавших стратегическую концепцию «Большой Центральной Азии» (бывшие советские республики Средней Азии и Афганистан) которая направлена конкретно на хаотизацию макрорегиона с целью вытеснения из него России и Китая и захвата месторождений природных ресурсов на фоне гипотетической гражданской войны.

Имеются основания предполагать, что оперативным центром запланированной англосаксами дестабилизации региона является Казахстан.

15-16 июня 2023 года в Алма-Ате состоялся очередной региональный форум CAMCA (Central Asia, Mongolia, Caucasus, Afghanistan), в котором приняли участие 200 бизнесменов, политиков, ученых и активистов «гражданского общества» из 13 стран.

Организаторы форума – Фонд Рамсфельда (США) и американский Институт Центральной Азии и Кавказа. Их реальной целью заявлено расширение CAMCA Network, региональной агентурной сети, призванной поддерживать ориентированных на США региональных лидеров.

В работе форума принял активное участие директор Института Центральной Азии и Кавказа (США), архитектор американской стратегии в Центральной Азии небезызвестный Фредерик Старр, основной задачей которого было навязать странам региона интеграцию под американской «крышей». С этой целью Старр попытался даже скомпрометировать само слово «интеграция», заменив его малопонятными термином «институциональное сотрудничество» и «кооперация».

«За более чем 30 лет независимости страны региона смогли сохранить суверенитет и построить собственные государства. Это уже успех. Мне не нравится термин “интеграция”, от него веет чем-то советским. Очевидно, что страны Центральной Азии не собираются жертвовать суверенитетом и своей самоидентификацией. Им нужны координация и кооперация. Сейчас пришло время выстраивать институции, которые свяжут Центральную Азию», – вещал этот ярый русофоб в интервью Orda.kz.

На поверку Старр призывает страны региона отдать реальную власть в Центральной Азии таким институциям, как ТНК, то есть по факту узаконить полуколониальный статус того же Казахстана.

В 2017 году в интервью узбекским СМИ Старр подверг критике тех, кто понимает под Центральной Азией совокупность пяти бывших советских республик – дескать, носители таких взглядов «застряли в советском прошлом», в то время как «пришло время смотреть вперёд». Афганистан же, который «прогрессивный» Старр добавляет к Центральной Азии, следует воспринимать не как источник проблем, а как источник будущего богатства.

Ранее Старр по заказу госдепа в рамках Программы изучения Центральной Азии (Central Asia Program, CAP), создал Центральноазиатскую аналитическую сеть (CAAN). В последние годы к ней добавилась CAMCA Network, направленная прежде всего на формирование региональной клиентелы Вашингтона.

Путь реального противодействия подрывным стратегиям Вашингтона лежит в движении к интеграции всех пяти республик Центральной Азии при активном сотрудничестве с Россией, Китаем и Индией, заинтересованным в стабильности региона.

Между тем власти Казахстана никак не откажутся от практики сидения на двух стульях, которую они именуют многовекторностью.

Региональной базой для проектов запрещённого в России USAID стал именно Казахстан. В 2021 году было учреждено «Казахстанское агентство международного развития KazAID» – местная дочка гигантского американского спрута, занятого распределением средств среди местных фондов, продвигающих «глобальную демократию».

Создание в Казахстане дочерней структуры USAID было, скорее всего, вынужденным шагом Ак-Орды вследствие неприкрытого давления заокеанских партнёров. В ноябре 2020 года в интервью местному филиалу «Радио Свобода» (иноагент в России) посол США в Казахстане Уильям Мозер откровенно заявил, что оказывает давление на администрацию президента Токаева, настаивая на либерализации закона о проведении митингов.

«Если законодательство пересмотрят, думаю, ситуация с правами человека в стране улучшится», – отметил Мозер.

Через два месяца после этого выступления был учрежден KazAID, офис которой стал плацдармом для продвижения антироссийской повестки в Центральной Азии под видом грантов, кредитов, трансферов. И вот свежая новость: USAID запускает рассчитанный на четыре года проект под названием «Соучаствующее управление – разделённая ответственность». Проект будет реализовываться общественным фондом «Десента» с целью развития местного управления посредством расширения прав и возможностей граждан и построения партнерских отношений для определения приоритетных потребностей и интересов граждан.

«Этот проект поддержит реформы президента Токаева в местном управлении, предоставив организациям гражданского общества и местным сообществам возможность эффективно представлять права и интересы граждан, а также улучшить качество местного самоуправления для достижения эффективного диалога и работы между правительством и гражданами», – возвестил глава миссии USAID в Центральной Азии. Согласно официальной информации, деятельность агентства направлена на оказание поддержки сельским округам путем повышения эффективности местного бюджетного планирования. Кроме того, данный проект поможет местным государственным органам провести функциональные обзоры, чтобы обеспечить прозрачную и конкурентоспособную передачу государственных функций частному сектору или гражданскому обществу. Проект позволит усовершенствовать систему государственного социального заказа путём внедрения IT-решений, также будут выработаны рекомендации по программе «Бюджет народного участия».

За этими высокопарными словесами просматриваются вполне конкретные интересы, связанные с регионами страны. Изучаться будет, что характерно, и молодёжь Казахстана – наиболее пассионарная и активно растущая часть населения. Если опасность следования в фарватере проектов «неправительственных организаций» Америки так и не будет осознана в Астане, то все усилия силовиков России, Китая, Индии, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана могут пойти прахом.

Казахстан может стать реальной пятой колонной региона и подорвать усилия других стран по его стабилизации.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук