Главный «стратег» России: что особенного в Ту-160М, на котором летал Путин
Президент совершил пробный полёт на модернизированном стратегическом бомбардировщике-ракетоносце Ту-160М. Рассказываем, что особенного в этих самолётах, и зачем страна тратится на их создание.
Читайте также:
Названы города, которых лишится Украина в ближайшее время
Принципиальное решение о возобновлении производства этих машин принято в 2015 году, а в 2018-м официально объявили о старте программы. На базе старого планера создали новую по содержанию и возможностям машину. Одновременно решено провести глубокую модернизацию всех оставшихся от Советского Союза Ту-160. Такие машины получают индекс Ту-160М.
Что же поменялось в «М» и «М2» по сравнению с советскими машинами?
Во-первых, двигатели. Нам пришлось восстанавливать производство уникальных двигателей НК-32, выпуск которых прекращён в 1993-м. В 2020 году американский отраслевой журнал Aviation Week & Space Technology признал создание нового двигателя НК-32-02 «событием года». Благодаря большей экономичности НК-32-02 дальность «Белого лебедя» возросла на 1000 км.
По мнению некоторых специалистов, Ту-160 был столь большим, что не мог защититься с помощью активных помех от вражеских радаров. Сейчас вся электроника меняется: машины получают систему спутниковой навигации, авионику и бортовые комплексы обороны.
Ту-160 создавался как инструмент ядерной войны, поэтому вооружался или стратегическими крылатыми ракетами Х-55СМ (6 штук на борт, дальность 2,5 тыс. км), или аэробаллистическими противокорабельными Х-15С (24 единицы, дальность до 150 км). Сейчас самолёт из «всадника ядерного апокалипсиса» превратили в летающий крейсер, который может применять неядерные ракеты нового поколения и новую стратегическую ракету Х-БД, дальность которой 6500 км.
Так что и по начинке, и по возможностям – это принципиально новая машина, сохранившая от предшественника аэродинамически совершенную «внешность».