Поездка в Татарстан: Важные вопросы Владимиру Путину
Региональные поездки что Президента России Владимира Путина, что главы правительства Михаила Мишустина важны в первую очередь тем, что программа в обязательном порядке включает общение с представителями тех, кто работает «на земле». Это могут быть сотрудники промышленных предприятий, IT-специалисты, работники сферы науки и образования и т.д.
Если на прошлой неделе Путин посещал Свердловскую и Челябинскую области, где первоочередное внимание было уделено развитию русской промышленности, то на этой неделе ездил в поволжские регионы — Республику Татарстан и Чувашию. Вторая часть программы была посвящена развитию транспортной отрасли. А, конкретнее, автомобильным перевозкам. Представители данного сектора задали Владимиру Путину насущные вопросы
Перевозчик с красноречивой фамилией Набиуллин задал Владимиру Путину вопрос о покрытии федеральных трасс мобильной связью. К сожалению, данная проблема имеется практически на всех маршрутах. Даже на такой трассе как М4 «Дон», которая, казалось, проходит по густонаселенной территории. Ответ Президента был следующим:
К сожалению, вы знаете, дело не только в операторах сотовой связи, там целый комплекс [вопросов] нужно решать. Связан он с выделением земли, с подключением электроэнергии. Комиссия ещё работает, очень много бюрократии.
Но вообще-то у нас планы такие, что к 2032 году, по-моему, все федеральные трассы должны быть обеспечены сотовой связью. Сейчас у нас 2024 год, постараемся ускорить. Там много и бюрократических вещей.
Я бы не сказал, что 2032 год, то есть восемь лет, это слишком большой срок (если, конечно, в течение него результат будет достигнут), поскольку речь идет в целом о федеральных трассах, а не о магистралях вроде М4, М11, М12 или же других. Общая протяженность федеральных трасс составляет 50,8 тыс километров. Но если дороги в России (по крайней мере, на федеральном уровне) строить научились, то с коммуникациями по-прежнему имеются значительные проблемы.
Путин дал поручение вице-премьеру Марату Хуснуллину ускорить работы по данному направлению. Посмотрим, как будет исполнено. Но, повторю, восемь лет для полусотни тысяч километров — с инфраструктурной точки зрения не так много. Понятно, что где-то мобильная связь уже имеется, но на бОльшей части маршрутов — нет. Получится раньше — будет отлично.
Следующий вопрос от руководителя смоленской транспортной компании Алексея Богданова касался пунктов пропуска через границу. Господин Богданов отметил качественные работы по реконструкции и расширению пунктов пропуска на грузинской и азербайджанской границе, однако посетовал на огромные проблемы, которые касаются китайского направления. В особенности пунктов пропуска «Краскино» и «Пограничный» в Приморском крае.
Отмечу, что проблемы с пропускными пунктами сильно обозначились еще в 2020 году, когда имелись логистические ограничения, связанные с пандемией. Перевозки морем значительно просели, и дополнительная нагрузка легла на железнодорожный и автомобильный транспорт. Последний также имел свои ограничения. Оказалось, что пропускной способности сильно не хватает даже тогда, когда китайская сторона стала постепенно ограничения ослаблять. Этому также способствовал (и способствует) рост товарооборота между Россией и КНР. Работы по расширению пропускных пунктов начались в 2021 году. И, как оказалось, не зря.
Владимир Путин заявил, что по «Краскино» и «Пограничному» срок окончания работ — конец 2025 года.
Следующий вопрос, заданный Президенту, оказался чрезвычайно важным. Его обозначил индивидуальный предприниматель Денис Симаков из Екатеринбурга. Тема — утилизационный сбор и льготный лизинг.
Льготный лизинг даётся тем автопроизводителям, которые локализацию довели до максимума на нашей территории. Это у нас, получается, «КамАЗ», но на сегодня его объёмов не хватает
Если кратко — производственных мощностей КАМАЗа не хватает, чтобы покрыть потребности и половины рынка. Но проблема не в нашем концерне. Он и так является крупным, а расшить производственные мощности практически невозможно. Необходимо, чтобы таких предприятий у нас было минимум два. А, лучше, три. Спрос на внутреннем рынке колоссальный. Но их нет.
В результате получается парадоксальная ситуация. Программа льготного лизинга и утилизационного сбора вроде как направлена на поддержку наших производителей, однако их производственные мощности не позволяют обеспечить имеющийся спрос.
По итогу сошлись на том, что можно рассмотреть распространение соответствующих программ на автомобили тех производителей, которые занимают площадки ушедших западных концернов. В основном это путь «Москвича» — крупноузловая сборка китайских автомобилей с последующей локализацией компонентной базы. Например, этим занимается ГАЗ (модель «Валдай 45»). Надеюсь, соответствующее решение будет принято. Но главное — чтобы предприятия выполняли планы по локализации производства.
В завершение кратко отмечу, что ряд важных проблем (помимо вышеуказанных) транспортной отрасли Президенту также был обозначен. Где-то решение было принято сразу, где-то вопрос будет проработан профильными ведомствами. И, как видно по опыту подобных встреч, данный формат является эффективным и его должно быть как можно больше.