Опять крушение ценнейшего А-50. И опять из-за дружественного огня?
Чувства 23 февраля были не под стать празднику.
С одной стороны, вчером смотрел фильм «Небо», снятый по реальным событиям, когда турки ракетой «воздух-воздух», выпущенной из самолета F-16, сбили наш Су-24М, а находящиеся поблизости джихадисты расстреляли в воздухе катапультировавшего командира корабля. В фильме — подполковника Олега Сошникова, в реальной жизни — Олега Пешкова.
Вызывало гордость, как наши сражались за жизнь другого члена экипажа, одного-единственного человека — выжившего при катапультировании штурмана Константина Муравьева — в реальной жизни Константина Мурахтина.
Реальный — Константин Мурахтин
Гордость, как боролся за жизнь подготовленный к таким условиям выживания Муравьев/Мурахтин. Как наши подняли все силы, что у нас были — спасали его (в жизни, но не в кино был подбит один вертолет из группы спасения, погиб морпех Александр Позынич), а когда спасли, ударили по джихадистам всем, чем только можно было. И по ним, и по их базам.
А потом, как провожали в последний путь героя России Олега Сошникова/Пешкова. Как лично присутствовавший при этом генерал (в жизни генерал Суровикин) выполнил просьбу жены героя и в воздух над гробом были запущены бумажные самолетики.
А в параллель фильму шли новости о том, как тушат пожар в районе хутора Трудовая Армения Каневского района Краснодарского края. Пожар — после «падения летательного аппарата».
Минобороны России так и не сообщило подробности произошедшего. Но военкоры и военспецы с горечью заявили — это наш А-50. Ценнейший российский самолет, которых в России, по разным подсчетам, насчитывается от 7 до 15 экземпляров. Но это не все. Летный экипаж — это 5 человек, ценнейшие и уникальные специалисты!
Но и это не все. Полтора месяца назад один ДРЛО А-50 уже упал в Азовское море.
Украинцы и западники уверяли, что это была их ракета. Наши же эксперты склонялись к тому, что достать наш самолет их ракеты никак не могли, и потому это был скорее всего «фрэндли файр», то есть дружественный огонь. То есть ценнейших специалистов и ценнейший самолет уничтожили наши же.
Теперь, похоже, история повторяется. И получалось — в кино наши героически сражались за спасение одного летчика, а в жизни…
Ничего больше говорить не буду, а просто передам слово военспецам и экспертам.
Для начала — что заявила украинская ГУР… Они сообщили, что это их работа и опубликовали карты, где был сбит самолёт А-50. Если верить их данным, случилось это в 160 километрах от линии фронта. А это максимально известная дальность американской системы ПВО «Пэтриот». То есть теоретически самолёт действительно могла сбить эта система. Тем более если американцы смогли увеличить дальность ракет сверх официально заявленной.
Ну а теперь слово — нашим военспецам.
Военный волонтёр Алексей Живов. Начало его сообщения в телеграм-канале была нецензернум. А вот это — цензурную часть:
«У меня тоже нет слов. Это просто за гранью моего понимания. Цена ошибки — 31,5 млрд рублей (!). Возникает резонный вопрос: кому именно позволено допускать ошибки в 31,5 млрд рублей и оставаться безнаказанным?! Или это не было ошибкой? Что вообще происходит? Если сложить всю помощь всех волонтёров за 2 года, не думаю, что там будет и полсуммы от того, что мы за 1,5 месяца потеряли над Азовским морем».
Роман Сапоньков, военкор:
«Ещё один А-50 сбили над Краснодарским краем. Видимо, самолёт должен упасть прямо на Кремль, чтобы некомпетентный командный состав был хотя бы отправлен на повышение в академию Фрунзе, не говоря уже об отставке».
Телеграм-канал «Старше Эдды»:
«Очень сильно сомневаюсь, что А-50, тем более второй можно сбить по ошибке. Если это работа нашей ПВО, то накажут кого-то, сделают какие-то выводы или будет рассказ про «Пэтриот» и американских наёмников-наводчиков? Напомню, что скоро у небратьев на боевое дежурство заступят F-16 — как раз под них, крайне удачно для противника, зачищается небо от российских самолётов ДРЛО».
Истребитель-бомбардировщик в отставке, автор телеграм-канала Fighterbomber:
«А-50 потерян. Кто сбил, на данный момент неизвестно. Все предположения идут в сад. Но 256 км от ЛБС… По этому видео понятно, что экипаж имел информацию о том, что в них летит ракета. Они знали. Делали что могли. Что должны. Вечного полёта…»
Борис Рожин, военэксперт: «С очень большой долей вероятности это снова френдли-файр. Проблема с взаимодействием авиации ВКС и частей ПВО, очевидно, является системной, что приводит к достаточно частой утрате человеческих жизней и дорогостоящей и трудновосполнимой материальной части. Напомню, что за последний месяц от своего огня были потеряны два самолёта на территории ДНР. Мир праху погибших».
Юрий Подоляка, военный блогер
«Местное население на Кубани уже находит обломки А-50 в районе сбития «дружественным огнем» российского самолта. А у МО до сих пор нет никаких внятных версий о том, какой самолет и чем был сбит.
Ни один украинский ЗРК не смог бы «достать» самолёт за более чем 200 км от линии фронта, а сам самолёт «как назло» упал не в море (как прошлый А-50, потерю которого наше МО так и не признало), а на сушу. А ведь если бы в прошлый раз не засовывали бы по привычке «голову в песок» и не делали бы вид, что «ничего не было», и наказали бы виноватых, может, и сегодняшней трагедии не случилось бы».
Влад Шлепченко, военный обозреватель
«Если представленные сведения действительно верны — если и правда запечатлена гибель очередного нашего самолёта ДРЛО А-50, то это значит, что после происшествия 15 января, когда был сбит предыдущий А-50 и повреждён Ил-22, наше министерство обороны выводов не сделало и мер не приняло.
Почему в этом случае мы должны — не можем, а должны — говорить о так называемом дружественном огне? Потому что посёлок Трудовая Армения, возле которого упали обломки А-50, расположен примерно в 400 километрах от края территории, которую контролируют ВСУ. Предполагаемое место крушения самолет и расстояние до ближайших вражеских комплексов ПВО То есть ни один сухопутный ЗРК дотянуться до самолёта не мог. Воздушную засаду с участием вражеского истребителя тоже можно смело отметать, так как любой самолёт в воздухе наш А-50 «видит» примерно за 600 километров. То есть это не может быть ничем другим, как «дружественным огнём».
Что это означает? Если сбит был А-50, то можно констатировать, что есть серьёзные проблемы во взаимодействии ПВО и ВКС. В одном и том же районе патрулирования чуть больше, чем за месяц, мог быть сбит второй ценнейший самолёт с ценнейшими специалистами, которые для страны дороже любого золота.