А-50 потерян навсегда: Новое оружие врага или снова «дружественный огонь»? Разбор ситуации с крушением самолета

А-50 потерян навсегда: Новое оружие врага или снова "дружественный огонь"? Разбор ситуации с крушением самолетаФото: globallookpress.com/Sergey Krivchikov

Вечером 23 февраля из Краснодарского края поступили неутешительные известия. Официально заявлено, что произошло крушение неопознанного "летательного аппарата". По неофициальной информации, речь идет о крушении еще одного нашего А-50У.

В пятницу вечером, 23 февраля, в Сети появились кадры пожара в Каневском районе Краснодарского края. На опубликованных видеозаписях жители хутора Трудовая Армения говорят об упавшем "вертолете или самолете". Перед этим в небе была замечена крупная вспышка.

А-50 потерян навсегда: Новое оружие врага или снова "дружественный огонь"? Разбор ситуации с крушением самолетаФото: скриншот из видео

В региональном оперштабе сообщили, что около 20:00 возле хутора Трудовая Армения упали два летательных аппарата, позднее уточнили, что речь идет об одном. Также вечером стало известно, что пожар на месте авиакатастрофы полностью ликвидирован.

Первые выводы

В Минобороны произошедшее на данный момент не прокомментировали. Официально сообщается только о крушении неустановленного "летательного аппарата". Однако некоторые источники утверждают, что речь идет о самолете дальнего радиолокационного обнаружения А-50.

На видео, распространяемых в Сети можно увидеть, как самолет выпускает тепловые ловушки в течение долгого периода времени. Затем происходит один взрыв на отдалении от объекта, а второй — уже в месте, где до этого наблюдался самолет.

Военкоры и эксперты выдвигают свои версии того, кто мог сбить наш А-50. Телеграм-канал "Военный Осведомитель" пишет, что самолет не мог быть сбит американским ЗРК MIM-140 Patriot, отмечая, что место падения борта находится на расстоянии 210-250 км от линии соприкосновения.

"Наиболее совершенные зенитные ракеты ЗРК MIM-140 Patriot способны поражать цели на максимальной дальности в 160 километров в идеальных для того условиях. Так что ответ кто ответственен за данную потерю (как и за все недавние) для нас очевиден", – говорится в сообщении.

Блогер Юрий Подоляка также выразил сомнение в том, что к произошедшему причастна Украина.

"Ни один украинский ЗРК не смог бы "достать" самолёт за более чем 200 км от линии фронта, а сам самолёт "как назло" упал не в море (как прошлый А-50, потерю которого наше МО так и не признало), а на сушу. А ведь если бы в прошлый раз не засовывали бы по привычке "голову в песок" и не делали бы вид, что "ничего не было", и наказали бы виноватых, может, и сегодняшней трагедии не случилось бы", – указал он.

Военный эксперт Борис Рожин предположил, что "с очень большой долей вероятности это снова френдли-файр".

"Проблема с взаимодействием авиации ВКС и частей ПВО очевидно является системной, что приводит к достаточно частой утрате человеческих жизней и дорогостоящей и трудновосполнимой мат.части", – написал Рожин в своем телеграм-канале.

Военный волонтёр Алексей Живов также высказал мнение по поводу трагедии в своём телеграм-канале.

"Цена ошибки — 31,5 млрд рублей(!). Возникает резонный вопрос: кому именно позволено допускать ошибки в 31,5 млрд рублей, и оставаться безнаказанным?! Или это не было ошибкой?", – написал он.

Живов добавил, что самолеты ДРЛО для нас на вес золота, их стоимость по открытым источникам превышает 30 млрд рублей за борт. Они очень сложны, и важны как для обычной ракетной обороны, так и во время ядерного конфликта.

"Потому, все виновные в потере этих самолетов должностные лица должны понести наказание, а причины, которые привели к потере бортов, должны быть тщательно проанализированы, и устранены", – подчеркнул волонтер.

Версия Киева

Украинские СМИ со ссылкой на источники в Главном управлении разведки Минобороны Украины сообщают, что А-50 сбили ВСУ из советского ЗРК дальнего радиуса действия С-200. Отмечается, что Украина провела модернизацию ракет С-200 для ударов на дальние расстояния. Ранее уже заявлялось, что модернизированные ракеты С-200 используются ВСУ для ударов по наземным целям.

А-50 потерян навсегда: Новое оружие врага или снова "дружественный огонь"? Разбор ситуации с крушением самолетаФото: телеграм-канал "Военный Осведомитель"

ГУР Украины также опубликовало якобы карту слежения за А-50 ВКС России и места его падения. Согласно этой карте, маршрут патрулирования борта пролегал между Ясенской косой в Краснодарском крае и юго-восточными окраинами Ростова-на-Дону Ростовской области, а сбит самолет был над территорией Краснодарского края около побережья Азовского моря.

"Естественно, полностью доверять информации, публикуемой такой структурой как ГУР нельзя, однако если принять их во внимание, то заметно, что борт был сбит именно над территорией Краснодарского края", – пишет "Военный Осведомитель".

Отметим, что днем 23 февраля у Крыма были замечены борты НАТО. Сообщалось, что над Черным морем "работают" стратегический БПЛА Global Hawk и патрульный Boeing P-8A Poseidon.

Уже не первый А-50А-50 потерян навсегда: Новое оружие врага или снова "дружественный огонь"? Разбор ситуации с крушением самолетаФото: globallookpress.com/ MOD Russia

Напомним, 15 января украинские СМИ сообщили, что ВСУ якобы сбила два русских самолета – А-50 и Ил-22. По их информации, вечером 14 января самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 пропал с радаров и перестал выходить на связь с тактической авиацией.

Однако вскоре выяснилось, что Ил-22 сумел вернуться на землю своим ходом, хотя и получил серьезные повреждения. При этом некоторые авторы русского сегмента Telegram разделили мнение, что А-50 был уничтожен. Военный эксперт Юрий Подоляка отметил, что, по информации его источников, данные об этом являются правдивыми.

Военный эксперт Михаил Звинчук в свою очередь заметил, что если данные сведения окажутся правдой, то прецедент станет серьезным ударом для русских ВВС и ПВО. Он указал, что авиапарк А-50 не столь велик, как хотелось бы. Кроме того, для того, чтобы  управлять таким самолетом и обслуживать его, необходимы высокопрофессиональные кадры, которых тоже не так много.

Звинчук не исключил, что самолет мог попасть под "дружественный огонь" со стороны российской ПВО. Такие случаи уже имели место, но никаких действий, которые бы позволили предотвратить подобные эксцессы, предпринято не было.